Шаповаленко Елена Евгеньевна, педагог-психолог, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область
Начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать свои учебные действия и их результат. Особенно значим этот период жизни для ребенка с нарушением интеллекта.
Программа психокоррекционных занятий для обучающихся 1-4 классов "Учимся играя" разработана и апробирована в связи с включением курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" в учебный план образовательного учреждения. Она направлена на обеспечение полноценного психического и личностного развития ребенка с особыми образовательными потребностями.
Психокоррекционные занятия - это специальная пропедевтическая работа, которая позволяет подготовить ребенка к усвоению системы знаний об окружающем через использование практических упражнений. Деятельность педагога-психолога на таких занятиях нацелена на исправление недостатков психического развития ребенка и повышение его возможностей в обучении с помощью специальных средств психологического воздействия. Занятия проводятся в первую половину дня; продолжительность составляет 20-30 минут. Содержание и организационные формы занятий определены задачами обучения, этапами работы, обязательным является соблюдение методических требований.
При планировании коррекционных занятий формулируется их цель, отбираются конкретные методики и техники, подбирается необходимый материал и инструментарий. Используются различные средства педагогического воздействия: создание доброжелательной атмосферы общения педагога-психолога с детьми; обеспечение близкой и понятной каждому ребенку мотивации деятельности; дидактические игры и игровые приемы обучения; моменты соревнования с целью поддержания интереса обучающихся к процессу деятельности и получению результатов; создаются занимательные и проблемные ситуации с элементами неожиданности и новизны.
Эффективным средством является создание ситуации успеха, при которой у обучающихся повышается мотивация, развиваются познавательные интересы, корректируются личностные особенности, такие, как тревожность, неуверенность, создает в группе благоприятный психологический климат. Стержнем каждого коррекционного занятия является предметно-практическая деятельность, которая предполагает самостоятельное выполнение обучающимися упражнений с различным дидактическим материалом, психотехнические игры, моделирование различных ситуаций, сказкотерапия, изотерапия, упражнения, направленные на мышечную релаксацию (для снятия внутреннего напряжения). В зависимости от индивидуальных возможностей, обучающимся предлагаются задания различной степени трудности.
Школьники узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи. Именно в русле предметно-практической деятельности происходит формирование предпосылок к возникновению абстрактного мышления, накопление сенсорно-двигательного опыта, создаются условия для возникновения потребностей речевого общения.
Данная деятельность способствует активизации и обогащению словаря обучающихся, развитию связной речи, формируется умение давать словесные отчеты, а в дальнейшем планировать свою деятельность.Формирование базовых знаний, умений и навыков в различных ситуациях на коррекционных занятиях содействует более полному усвоению программного материала, привлекает и поддерживает интерес обучающихся. Так, при изучении тем "Форма и величина предметов" устанавливается взаимосвязь с уроками математики; закрепление умений различать цвета и их оттенки предполагает учет сформированных знаний на уроках рисования; включение упражнений на крупную моторику (согласованность движений разных частей тела) требует знания основных правил, предъявляемых на уроках физической культуры. Осуществление межпредметных связей предусмотрено при изучении каждой темы программы.
Интегративность курса достигается за счет коррекционно-развивающих приемов, направленных на формирование базовых составляющих познавательной деятельности ребенка. Например, развитие памяти предполагает работу над любым заданием, связанным с усвоением инструкции. Коррекции внимания способствуют специально подобранные упражнения, а также, организация взаимопроверки по результатам деятельности. Воображение проявляется при выполнении любого задания, имеющего минимальный творческий характер: имитационные упражнения, составления узоров из геометрических фигур.
В процессе сенсорного развития происходит формирование восприятия как деятельности, включающей мотитвационно-целевой компонент, операциональный и контрольно-оценочный, что в свою очередь является важным звеном в общей системе обучения и воспитания младших школьников. Следует обязательно оценивать работу, отмечая правильность выполнения и допущенные ошибки, объясняя, как их нужно исправить. При этом любые замечания должны быть поддерживающими и конструктивными.
Через каждые 5-7 минут занятия целесообразно проводить физминутки, используя упражнения на расслабление, формирование правильной осанки, упражнения для развития мелкой моторики, для профилактики зрения и др. Заключительная часть занятия предусматривает определение продвижения каждого ученика в изучаемой теме, анализ выявленных затруднений, то есть проведение рефлексии.
Таким образом, своевременная психолого-педагогическая помощь, оказываемая через систему психокоррекционных занятий, является залогом успешного обучения и воспитания обучающихся с нарушением интеллекта.
Программа "Учимся играя" стала победителем в региональном этапе Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде - 2023 в номинации "Развивающие психолого-педагогические программы".
Литература
- Коррекционные, развивающие адаптирующие игры: Методическое пособие для педагогов, психологов и родителей / Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. СПб: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2002.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2006.
- Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: сборник игр и игровых упражнений. М.: Книголюб", 2007.

