Тимофеева Наталья Сергеевна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область
Обучение детей с нарушениями интеллекта требует особых подходов, сочетающих инновационные педагогические технологии и проверенные временем традиционные методики. Важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, создавать комфортные условия для усвоения материала и развивать практические навыки, необходимые для повседневной жизни. Традиционные технологии основаны на проверенных методиках, доказавших свою эффективность в обучении детей с особыми образовательными потребностями.
Предметно-практическая деятельность - это деятельность, направленная на освоение обучающимися практических навыков и умений, необходимых для повседневной жизни и профессиональной деятельности. Она включает в себя выполнение различных трудовых операций, использование инструментов и материалов, а также развитие навыков самообслуживания и социальной адаптации.
В своей работе я использую следующие виды предметно-практической деятельности:
- действия с материалами. Например: разрывание, размазывание, разминание, пересыпание, переливание материала, наматывание;
- действия с предметами: захватывание, удержание, отпускание предмета, встряхивание предмета, издающего звук, толкание предмета от себя и к себе, вращение предмета и другие;
- конструирование. Постройка различных зданий из 6–10 элементов, составление из счётных палочек фигур, узоров, букв, цифр, складывание разрезных картинок и другие;
- работа с пластическими материалами: отрывание, сплющивание, раскатывание пластилина, изготовление предметов шарообразной формы и другие;
- работа с бумагой и фольгой: сминание и выбрасывание использованной бумаги в мусорное ведро;
- работа с природными материалами, предполагает сбор природного материала, узнавание, различение, показ и называние растений и собираемых природных материалов;
- дидактические игры.
Провожу подвижные игры с предметами, игры на формирование временных, количественных, пространственных представлений и обобщающих понятий, сюжетно-ролевые игры и другие.
Пользуясь в работе традиционными методами обучения, могу выделить: метод маленьких порций, каждое сложные понятия на уроках изучаем путём расчленения на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности; приём многократного повторения, каждое занятие крупного раздела начинаю с повторения основных терминов, понятий; также использую технологические карты для закрепления последовательности выполнения трудовых действий.
Инновационные технологии и методы обучения предметно-практической деятельности обучающихся с нарушением интеллекта предполагают:
- технологию разноуровневого обучения, что означает разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося;
- информационно-коммуникационные технологии. Применение электронных учебных материалов знакомит детей с предметным миром, способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы;
- R-технологии. Виртуальная реальность позволяет погрузить учащегося в виртуальное пространство, где он может изучать окружающую среду, предметы быта и даже профессии. Этот метод особенно эффективен для закрепления полученных знаний и отработки бытовых навыков;
- интерактивные доски и планшеты. Интерактивные поверхности позволяют визуализировать учебный материал, делая его доступным и привлекательным для детей. Возможность рисовать, писать и манипулировать объектами прямо на экране повышает интерес учеников к учебе;
- метод проектов. Стимулирует интерес ребят к определённым проблемам, предполагает владение некоторой суммой знаний и предусматривает через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.
Например, на уроке "Речевая практика" интегрирую традиционные и инновационные методики по обучению детей с нарушением интеллекта правильному поведению в магазине.
Цель: обучение детей ориентироваться в пространстве магазина, выбирать нужные товары и оплачивать покупку.
Ход урока:
- Наглядное представление ситуации: использование макета магазина, иллюстраций товаров и кассовых аппаратов.
- Практическое занятие: игра "Магазин", где ученики выбирают товар, выкладывают деньги и получают сдачу.
- Применение VR-технологий: создание виртуального пространства магазина, где ребенок самостоятельно проходит весь путь покупки товара от выбора до оплаты.
Таким образом, сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает комплексный подход к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья, способствуя повышению эффективности образовательного процесса и улучшению качества жизни таких детей.

