Андреева Ольга Владимировна, учитель, заместитель директора по УВР, Добровинская Елизавета Станиславовна, учитель, учитель-дефектолог, Халезина Ирина Александровна, учитель, учитель-дефектолог, КОУ "Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", Сургут, ХМАО (Югра)
Коррекционно-развивающая работа с умственно отсталыми детьми опирается на учение Л.С. Выготского о ведущей роли обучения в развитии детей с нарушением интеллекта и комплексности подхода. Тезис о том, что "чем дальше отстоит синдром с точки зрения своего возникновения и места, занимаемого им в структуре, от первопричины, от самого дефекта, тем легче он при прочих равных условиях может быть устранен с помощью психотерапевтических и лечебно-педагогических приемов" также является основополагающим в системном подходе данной деятельности.
В настоящее время коррекционно-развивающий характер носит весь процесс обучения детей с общим интеллектуальным недоразвитием.
Коррекционно-развивающая задача урока предполагает коррекцию и развитие высших психических функций. Однако, мы не можем на уроке одновременно корригировать и внимание, и память, и мышление. Рассматривая коррекцию как процесс исправления каких-либо психофизических недостатков обучающихся, мы ставим предельно конкретную и ориентированную коррекционно-развивающую задачу, разрабатываем и включаем в урок специальные коррекционно-развивающие упражнения, которые четко направлены на исправление данной конкретной операции.
Предлагаем примеры упражнений, направленных на коррекцию и развитие мышления и внимания на уроках русского языка в начальных классах. Данные упражнения подобраны в соответствии с коррекционно-развивающей задачей урока, не нарушают целостности урока, а являются логическим переходом к следующему этапу урока.
При коррекции мышления на основе упражнений в анализе и синтезе можно использовать задание "Найди место карточке" (Приложение 1): дети раскладывают карточки, называют буквы, находят лишнюю букву, объясняя свой выбор. Данные упражнения могут предшествовать минутке чистописания – и тогда дети прописывают "лишнюю" букву, или могут служить подведением к теме урока "Гласные (согласные) звуки и буквы".
Упражнение "Найди одинаковые слова" (Приложение 1) позволяет корригировать мышление на основе упражнений по сходству и обобщению.
Данное задание используем в словарной работе. Необходимо найти пару одинаковых, правильно записанных слов, прочитать слово по слогам, выделить ударение, назвать трудную букву. "Морковь, огурец, капуста" – необходимо назвать обобщающее слово. "Собака, корова, заяц" – необходимо назвать обобщающее слово, найти лишнее слово и объяснить свой выбор.
Упражнения в классификации помогают корригировать мышление.
Упражнение "Разложи буквы" (печатные и письменные) (Приложение 1) актуально как в 1 классе, когда дети только изучают буквы, так и в последующих классах, когда у многих наблюдается смешение печатных и письменных букв. Это упражнение проводим в начале урока, перед работой в тетради.
Упражнение "Разложи картинки (слова)" (Приложение 1) (слова-предметы и слова-действия и др.) может быть использовано на этапе закрепления изученного материала.
Упражнение "Собери слова из букв одинакового цвета" также направлено на коррекцию мышления. Это задание используем и в словарной работе, и при изучении темы "Слова, отвечающие на вопрос "кто?" или “что?”" (собирают слова, задают к слову вопрос, объясняют свой выбор), при изучении темы "Предложение" (составляем предложения с данными словами, повторяем правила написания предложения).
Корригировать концентрацию и устойчивость внимания можно при работе с тестом Мюнстерберга. С найденными словами можно составить предложения-вопросы и предложения-ответы, найти среди найденных слов словарные слова, определить, на какой вопрос отвечают эти слова, и др.
Коррекция самоконтроля и концентрации внимания осуществляется на основе корректурных упражнений и лабиринтов.
Подобного рода задания служат предварительной работой перед минуткой чистописания, подведением к теме ("Гласные и согласные", "Звонкие и глухие согласные" и т.д.).
Таким образом, правильно и четко поставленная на уроке коррекционная задача, грамотно подобранные и систематически используемые на уроках коррекционно-развивающие упражнения помогают педагогу корригировать и исправлять психофизические недостатки обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

