Образовательное пространство за стенами класса: доступная внеурочная деятельность и дополнительное образование

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Сидорова Алёна Александровна, учитель, ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 3", Екатеринбург, Свердловская область

В статье рассматривается проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность и дополнительное образование [5]. Обосновывается тезис о том, что истинная инклюзия происходит за пределами учебного класса – в кружках, на мероприятиях, в проектной работе. Представлены практические рекомендации и примеры успешных кейсов по организации доступного образовательного пространства.

Когда мы говорим о создании доступной среды для детей с ОВЗ, фокус часто смещается на архитектурную адаптацию зданий и оснащение кабинетов [7]. Безусловно, это основа. Однако настоящая инклюзия, подразумевающая не просто физическое присутствие, а полноценное участие и раскрытие личности, происходит в значительной степени за стенами класса [1, 2]. Внеурочная деятельность и дополнительное образование – это пространство для неформального общения, творчества, самореализации и отработки тех самых социальных навыков, которые являются ключевым дефицитом для многих детей с ОВЗ. Именно здесь образование становится по-настоящему качественным и жизненным.

Превращение кружков и секций в инклюзивные площадки требует соблюдения нескольких фундаментальных принципов:

Универсальный дизайн. Программы дополнительного образования должны проектироваться изначально с расчетом на разнообразие участников. Это значит, что занятие в художественной студии или театральном кружке должно включать задания разного уровня сложности и формата, чтобы каждый ребенок мог найти свою точку входа и успеха.

Гибкость и вариативность. Не ребенок должен подстраиваться под жесткие рамки кружка, а деятельность – адаптироваться под его возможности [4]. Например, в техническом кружке один ребенок может программировать робота, а другой – конструировать для него механическую часть, используя более крупные детали.

Опора на сильные стороны и интересы. Внеурочная деятельность – идеальная площадка для того, чтобы отойти от коррекции недостатков и перейти к развитию способностей [6]. Ребенок с РАС может не блистать в командной игре, но проявлять недюжинные способности в шахматах или программировании.

Поддержка тьютора и междисциплинарной команды. Успешное включение ребенка с ОВЗ в секцию часто невозможно без сопровождающего специалиста [9]. Тьютор помогает организовать взаимодействие, адаптировать инструкцию и обеспечить эмоциональную поддержку.

1. Инклюзивный театр как модель общества.

Одной из самых эффективных форм социокультурной интеграции является инклюзивный театр [5]. В такой студии на одной сцене выступают дети с нормой развития, с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, ментальными особенностями.

Пример: проект "Инклюзион" или многочисленные школьные театральные студии. Как это работает? Ребенок с ДЦП, который не может свободно двигаться, становится чтецом или работает с куклой. Ребенок с нарушением слуха исполняет роль в жанре пластического театра, где основное средство выражения – тело. Слабовидящий ребенок участвует в создании звукового сопровождения или костюмов.

Результат: снимается барьер "особенности", дети учатся взаимодействовать, доверять друг другу и создавать общий продукт, что невозможно переоценить для формирования толерантной личности [2].

2. Адаптивный спорт и паралимпийские уроки.

Организация спортивных секций – мощный инструмент для физического развития и воспитания командного духа.

Пример: школьный клуб по бочча (паралимпийский вид спорта для людей с тяжелыми формами ДЦП). Этот вид спорта может быть адаптирован для любого уровня подвижности. В него могут играть смешанные команды, включая детей без инвалидности.

Пример: "Весёлые старты", где эстафеты разработаны по принципу универсального дизайна [7]. Один этап – пробежать, другой – проехать на коляске, третий – отгадать загадку. Это учит детей не соревноваться, а сотрудничать, чтобы команда достигла цели.

3. Проектная деятельность: от идеи до результата.

Совместные проекты объединяют детей с разными компетенциями для решения общей задачи [6].

Пример: экологический проект "Зеленая школа". Дети создают клумбы с приподнятыми грядками, доступными для ребенка на коляске. Один ребенок, увлеченный биологией, подбирает растения, другой, с техническим складом ума, проектирует систему полива, а третий, с лидерскими качествами, координирует действия группы и ведет дневник проекта. Здесь каждый вносит вклад в зависимости от своих талантов, а не ограничений.

4. Виртуальные экскурсии и клубная деятельность.

Технологии стирают физические границы. Для детей, которые не могут посещать музеи из-за медицинских показаний, можно организовать виртуальные экскурсии с использованием VR-очков или интерактивных панелей. Литературный клуб может проводить онлайн-встречи с писателями, где ребенок с нарушением речи может задать вопрос в чате, а ребенок с аутизмом – находиться в комфортной для себя обстановке [3].

Организация доступной внеурочной деятельности - это не просто "еще одна обязанность" школы. Это инвестиция в создание по-настоящему инклюзивной, человечной образовательной среды. Когда дети вместе играют в спектакле, побеждают в спортивной игре или реализуют общий проект, они перестают видеть друг в друге "особенного" и "обычного". Они становятся командой, друзьями, коллегами. Обсуждение острых вопросов кадрового и ресурсного обеспечения – это следующий логичный шаг, который позволит нам перейти от красивой теории к повседневной, живой и эффективной практике. Именно в этот момент образование выходит на качественно новый уровень, обеспечивая не только академические знания, но и бесценный опыт жизни в разнообразном мире, где есть место для каждого.

Литература

  1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21, № 1. – С. 136–145.
  2. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 527 с.
  3. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. – М.: Просвещение, 2009. – 319 с.
  4. Назарова Н. М. Теория и практика инклюзивного образования // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 13–19.
  5. Никулаева Е. Ю. Социокультурная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2018. – № 4 (84). – С. 158–164.
  6. Савенков А. И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.
  7. Стандарт ГОСТ Р 57779-2017. Приспособления для людей с ограничениями жизнедеятельности. Правила проектирования. – Введ. 2018-07-01. – М.: Стандартинформ, 2017. – 42 с.
  8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об образовании в Российской Федерации". – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.11.2025).
  9. Ямбург Е. А. Что принесёт учителю новый профессиональный стандарт педагога? – М.: Просвещение, 2014. – 175 с.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить