Проблема трудностей в обучении и адаптации детей к условиям начальной школы

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Радюкина Марина Валерьевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область

Под понятием "трудностей обучения", в первую очередь, имеется в виду несоответствие знаний конкретного обучающегося дидактическим стандартам школы. Неуспевающий обучающийся обычно имеет проблемы с освоением базовых навыков: в начальной школе это навыки чтения и счета.

Такой младший школьник не умеет в достаточной мере анализировать новую информацию, аргументировать решение, обобщать полученные знания. Продолжительная неуспеваемость приводит к педагогической запущенности, то есть к такому складу негативных черт характера, который не соответствует требованиям, которым обучающийся должен отвечать при выпуске из школы.

Такие выпускники часто не оканчивают школу, позже пополняют группу риска, приобретая совокупность негативных черт характера. Это оказывает неблагоприятное влияние на общество в целом, как с моральной, так и с экономической точки зрения. Трудность обучения – сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

Таким образом, можно сказать, что чаще всего неуспеваемость понимается как несоответствие подготовки обучающихся необходимым требованиям, заданных общим образовательным стандартом. Такие требования включают в себя большое количество умений, таких как способность усвоения знаний, способность участвовать в творческой деятельности, способность удовлетворения познавательного интереса. Под предупреждением неуспеваемости понимается обнаружение отставаний по какому-либо из этих элементов и своевременное устранение их.

В классической педагогической литературе дается большое количество определений трудности обучения. Например, В.С. Цетлин дает такое определение трудности обучения: "несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечению какого-либо значительного отрезка процесса обучения – изучение темы, конец четверти, полугодия, года".

Существует несколько характеристик освоения материала: так, например И.П. Иванова соотносит усвояемый учебный материал с изучаемыми параграфами, а разные типы усвоения материала – со способностью перерабатывать его с максимальной пользой для усвоения.

Ученый делит учащихся на несколько групп:

  1. Неуспевающие обучающиеся, которые не успевают за объяснением, не понимают предоставляемый материал, испытывают большие трудности с построением логических цепочек.
  2. Неуспевающие обучающиеся, которые частично справляются с заданием и способны осваивать материал только на каких-то конкретных явлениях.

Такие обучающиеся, как правило, относятся к обучению с пренебрежением, не заинтересованы в обучении по новым методикам. Большое внимание в педагогике уделено борьбе с уже сформировавшейся явной формой неуспеваемости и дальнейшими последствиями, которые она за собой влечет. Однако гораздо более уместно бороться с неуспеваемостью в начале ее развития, предотвращая тем самым последствия, которые могут оказаться тяжкими как для обучающегося, так и занимающегося проблемой педагога. Предупредить неуспеваемость гораздо легче, чем исправлять последствия, именно поэтому современная педагогика должна уделять этому большое внимание. Также необходимо проводить работу по выравниванию успеваемости в классе Следует учитывать, что возможности детей меняются, и не последнюю роль в этих изменениях играет учебно-воспитательная работа школы, которая способна как повысить, так и понизить возможности обучающихся.

На развитие обучающихся также оказывают влияние социальные факторы, с которыми он взаимодействует. Сюда входит домашняя и учебная обстановка, отношения со сверстниками, воспитание и поведение родителей, подготовленность педагогов, уровень школы. Все это также должно быть учтено при разработке программы обучения. Одна программа может быть по-разному воспринята детьми, воспитанными в разных условиях и имеющих различия в освоенном культурном уровне. Личность ребенка складывается не только из обучения, но и из социальных факторов, которые его окружают.

Трудности обучения у детей младшего школьного возраста проявляются в разных сферах, например в усвоении чтения и письма, решении математических задач, проблемах с концентрацией внимания. Эти проблемы могут вызывать тревогу у родителей, педагогов и самих учеников, поэтому важно своевременно их выявлять и предлагать подходящие решения.

Трудности в обучении у детей младшего школьного возраста могут быть вызваны разными факторами, которые условно делятся на три группы:

Психофизиологические. Недостаточная сформированность высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Особенности здоровья, нарушения слуха, зрения или моторики, которые мешают восприятию учебного материала.

Социально-эмоциональные. Недостаточная поддержка в семье или конфликтные отношения с родителями, отсутствие уверенности в себе, страх неудачи. Трудности в адаптации к школьной среде или отношениям с одноклассниками.

Методические. Недостаточно понятное объяснение материала или несоответствие методов обучения индивидуальным особенностям ребёнка, перегрузка домашними заданиями или слишком быстрый темп изучения нового материала.

На практике же выделяют группы сильных, слабых и средних учеников. Важными критериями являются успеваемость и дисциплина. Главной воспитательной позицией педагога в работе с неуспевающими учащимися является педагогическая поддержка.

За основу формирующего эксперимента была взята Адаптированная общеобразовательная программа начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ), утвержденная директором Государственной бюджетной общеобразовательной организации "Карпинская школа-интернат", реализующая адаптированные общеобразовательные программы".

Было выбрано два направления работы:

  • Коррекционный курс "Психокоррекционные занятия (психологические).
  • Коррекционный курс "Психокоррекционные занятия (дефектологические)". Коррекционные курсы являются обязательной частью коррекционно- развивающей области учебного плана при реализации АООП НОО для обучающихся с ЗПР.

Таким образом, можно сказать, что чаще всего неуспеваемость понимается как несоответствие подготовки обучающихся необходимым требованиям, заданных общим образовательным стандартом. Такие требования включают в себя большое количество умений, таких как способность усвоения знаний, способность участвовать в творческой деятельности, способность удовлетворения познавательного интереса. Под предупреждением неуспеваемости понимается обнаружение отставаний по какому-либо из этих элементов и своевременное устранение их.

В приложении 1 приведены несколько упражнений и игр для младших школьников на развитие высших психических функций.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение1.pdf)Приложение1.pdf420 Кб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить