Лобко Марина Александровна, учитель, МКОУ СКШИ VIII вида, Сатка, Челябинская область
Дети с интеллектуальными нарушениями имеют ряд особенностей, отличающих их от сверстников с нормальным уровнем развития. Они характеризуются замедленным развитием познавательных способностей, ограниченным пониманием окружающей действительности и сниженной способностью к обучению, поэтому при подготовке учебного материала по истории для таких детей я учитываю особенности восприятия и усвоения ими информации.
Чтобы эффективно организовать учебный процесс, я использую мультимодальное обучение, задействуя разные сенсорные системы учащихся (визуальная, аудиальная, тактильная). Это позволяет повысить вовлечённость моих учеников и облегчить восприятие сложного исторического материала. Одно из средств обучения, которое появилось в моём арсенале учителя - дидактический киборд. Для детей с интеллектуальными нарушениями нужен индивидуальный подход, но в классе зачастую присутствует не менее 12 учащихся и каждый имеет индивидуальные особенности восприятия и уровень подготовки, что затрудняет реализовать учебную задачу в полном объёме. Предположение, что многие дети с раннего детства знакомы с клавиатурой, натолкнуло меня на изготовление дидактического пособия, визуально на нее похожего, но имеющего дополнительные элементы, который я и назвала -дидактический киборд (дидактическая клавиатура).
Киборд изготовлен мною самостоятельно из доступных материалов с помощью компьютера, принтера, ламинатора и клеевого пистолета. Пособие представляет собой двусторонний заламинированный лист бумаги формата А4 с напечатанными элементами клавиатуры и липкого слоя с одной стороны и с тематическими таблицами (подсказками) с другой стороны листа (приложение 1). Киборд рассчитан на работу на разных учебных предметах с учащимися, как младших, так и старших классов (в т.ч. с тяжёлыми и множественными нарушениями развития).
Базовый набор заданий, к которым можно добавить раздаточный материал для липкого слоя (цифры, буквы, картинки, фигуры), который помогает развитию и закреплению межпредметных связей:
- набор текста на клавиатуре разным цветом - запоминание правильного написания слов, имён и фамилий для развития памяти, орфографической зоркости и быстрой переключаемости внимания;
- работа с цифрами на клавиатуре - запоминание правильного написания и соотнесение цифр арабских и римских, расположения их на клавиатуре при изучении исторических дат;
- работа с полем "пиши-стирай" - тренирует руку в написании букв, цифр, возможность быстро исправить ошибку, при выполнении задания, что снижает тревожность ученика;
- работа с липким слоем - развивает мелкую моторику пальцев, сенсорные способности, конструктивные навыки, координацию движений, творческое воображение и фантазию, создаёт игровую обстановку.
К примеру, на уроке истории, начиная с 7 класса, я применяю игру, используя дидактический киборд, - "Путаница в именах и цифрах". Я раздаю учащимся карточки с именами исторических деятелей. Дополнительно пишу их на доске, намеренно перепутав их прозвища или фамилии. Обучающиеся должны на слое "пиши-стирай" или на липком слое правильно соотнести имя, фамилию и прозвище деятеля. Постепенно ввожу год, век деятельности исторической личности, используя все слои и цифры (приложение 2).
А на уроке природоведения я использую дидактический киборд на закрепление пройденного материала "Прямые признаки весны". Предлагаю ученикам выбрать из предложенного раздаточного материала (картинки, буквы) и заполнить все слои по теме (приложение 3).
Возможно использование каждого поля отдельно или всех одновременно в зависимости от задания, уровня подготовленности и темпа работы каждого ученика. Также работу с кибордом можно организовать в парах.
В ходе использования дидактического киборда происходит повышение вовлечённости на занятиях за счёт постоянной смены деятельности и решается несколько задач одновременно, таких, как развитие зрительного восприятия, слухового внимания, памяти и сенсомоторных навыков, а также формирование умения навыка работы по словесной инструкции учителя и алгоритму.
Таким образом, использование разных видов чувственного опыта при помощи дидактического киборда позволяет учащимся с нарушением интеллекта лучше усваивать исторический материал (материал по чтению, природоведению, географии, математике), делает занятия интересными и эффективными. Получение информации разными способами позволяет лучше усвоить и закрепить пройденный материал. Наблюдения показывают, что работая на уроке с дидактическим кибордом, ученики стали более сосредоточенными, наблюдательными и усидчивыми, легче запоминают словарные слова и даты.
Каждый ребенок уникален, и степень выраженности нарушений различается, поэтому индивидуальный подход является ключевым фактором успеха в работе с такими детьми.


