Барканова Оксана Викторовна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Новолялинская школа", Новая Ляля, Свердловская область
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми, даже если у этих детей есть проблемы со здоровьем.
Особенно актуальной эта проблема становится сегодня, в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС УО), где одной из основных задач является "развитие речи как средства общения в тесной связи с окружающим миром".
Обучающиеся должны овладеть доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.
С кем же должны дети уметь взаимодействовать?
Учитель и ученик, ученик и ученик, ученик и родители, ученик и любой другой сотрудник школы… Это в школе, но ребёнок скоро вырастет и ему надо будет находиться в социуме, общаться с разными людьми.
Значит, моя задача как учителя дать ему основы этого общения, сформировать готовность к участию в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время.
Другими словами, мы должны сформировать коммуникативные навыки. Учить детей говорить, слушать, задавать вопросы, оценивать ответы, работать в паре и группе, строить высказывания. И всем нам ясно, что это должно быть организовано на уровне развития отдельного ребёнка - насколько ребёнок сможет это усвоить, настолько и усвоит.
Это будет возможно тогда, когда мы научимся не просто передавать знания, умения и навыки от учителя к ученику, а сможем организовать на уроке развития речи (и не только на нем) деятельность и включим в неё детей, т. е. организуем учебное сотрудничество.
Развить навыки учебного сотрудничества на уроках развития устной речи можно, используя различные формы и методы.
1. Использовать на уроке игры и игровые задания
"Игра выражает главную детскую потребность в общении" (М. Монтесори).
В ходе игры дети учатся оказывать помощь одноклассникам, работать в парах и группах, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. Организовать детей и распределить их для работы в парах можно тоже используя игровые моменты.
Игра "Выбери друга". Сейчас я в эту игру поиграю с вами. Повторяйте за мной: "Раз, два, три, четыре, пять, в "пары" мы хотим играть, надо только нам узнать, кого кто будет выбирать".
Ученики садятся в круг, лицом к центру. Число участников – четное. Задание: без движений руками, без жестов, слов, только глазами, найти себе пару взглядом, "договориться" и по сигналу поменяться местами.
2. Активизировать деятельность детей
Необычным началом урока, красивой иллюстрацией, загадкой, проблемной ситуацией. А можно - используя во время урока следующие фразы: "давай подумаем вместе…", "может быть, сделаем так?". В этих словах уже заложено участие педагога в учебном процессе. А дети с удовольствием думают, высказывают свое мнение, общаются - иначе быть не может, ведь учитель советуется с ними.
3. Создавать ситуации успеха
Независимо от того, как ученики ведут себя на конкретном уроке, я стараюсь верить в то, что они настроены на совершенствование: "Ребята, вы слышали, как Артем сегодня отвечал? Он молодец! Давайте и мы распределимся в пары, один из вас будет учитель, другой ученик. И я уверена, что у вас тоже все получится".
4. Включать детей в открытие новых знаний
Например: "Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать правила дорожного движения. Я не знаю, про что мне вам лучше рассказать. Давайте сегодня лучше вы мне расскажете, а я послушаю".
5. Сотрудничество ребёнка и семьи при выполнении домашних заданий Такая форма работы тоже помогает развитию коммуникативных навыков. Подбираю такие задания, выполнение которых требует совместной работы детей и родителей.
Когда дети видят, что их родители участвуют в выполнении домашнего задания, то у них возрастает чувство собственной значимости, они получают положительную мотивацию. А это значит, что ребёнок будет более открытым и общительным.
6. Широко использую на уроке и другие формы учебной работы детей:
- взаимные проверки домашнего задания;
- взаимное обсуждение заданий;
- совместное выполнение заданий группами и парами;
- задания, основанные на применении детьми личного опыта;
- составление рассказов и словосочетаний по опорным картинкам и схемам;
- нахождение в задании ошибки: "Расскажи другу как это надо сделать";
- "заполни таблицу, если тебе это трудно попроси помощи у учителя или одноклассника".
Все эти задания делают ребёнка субъектом обучения, т. е. он становится активным участником учебного процесса. Учебное сотрудничество является важным условием эффективного обучения развитию устной речи.

