Развитие навыков учебного сотрудничества на уроках развития речи

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Барканова Оксана Викторовна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Новолялинская школа", Новая Ляля, Свердловская область

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми, даже если у этих детей есть проблемы со здоровьем.

Особенно актуальной эта проблема становится сегодня, в свете новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС УО), где одной из основных задач является "развитие речи как средства общения в тесной связи с окружающим миром".

Обучающиеся должны овладеть доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.

С кем же должны дети уметь взаимодействовать?

Учитель и ученик, ученик и ученик, ученик и родители, ученик и любой другой сотрудник школы… Это в школе, но ребёнок скоро вырастет и ему надо будет находиться в социуме, общаться с разными людьми.

Значит, моя задача как учителя дать ему основы этого общения, сформировать готовность к участию в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с учителем и одноклассниками в урочное и внеурочное время.

Другими словами, мы должны сформировать коммуникативные навыки. Учить детей говорить, слушать, задавать вопросы, оценивать ответы, работать в паре и группе, строить высказывания. И всем нам ясно, что это должно быть организовано на уровне развития отдельного ребёнка - насколько ребёнок сможет это усвоить, настолько и усвоит.

Это будет возможно тогда, когда мы научимся не просто передавать знания, умения и навыки от учителя к ученику, а сможем организовать на уроке развития речи (и не только на нем) деятельность и включим в неё детей, т. е. организуем учебное сотрудничество.

Развить навыки учебного сотрудничества на уроках развития устной речи можно, используя различные формы и методы.

1. Использовать на уроке игры и игровые задания

"Игра выражает главную детскую потребность в общении" (М. Монтесори).

В ходе игры дети учатся оказывать помощь одноклассникам, работать в парах и группах, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. Организовать детей и распределить их для работы в парах можно тоже используя игровые моменты.

Игра "Выбери друга". Сейчас я в эту игру поиграю с вами. Повторяйте за мной: "Раз, два, три, четыре, пять, в "пары" мы хотим играть, надо только нам узнать, кого кто будет выбирать".

Ученики садятся в круг, лицом к центру. Число участников – четное. Задание: без движений руками, без жестов, слов, только глазами, найти себе пару взглядом, "договориться" и по сигналу поменяться местами.

2. Активизировать деятельность детей

Необычным началом урока, красивой иллюстрацией, загадкой, проблемной ситуацией. А можно - используя во время урока следующие фразы: "давай подумаем вместе…", "может быть, сделаем так?". В этих словах уже заложено участие педагога в учебном процессе. А дети с удовольствием думают, высказывают свое мнение, общаются - иначе быть не может, ведь учитель советуется с ними.

3. Создавать ситуации успеха

Независимо от того, как ученики ведут себя на конкретном уроке, я стараюсь верить в то, что они настроены на совершенствование: "Ребята, вы слышали, как Артем сегодня отвечал? Он молодец! Давайте и мы распределимся в пары, один из вас будет учитель, другой ученик. И я уверена, что у вас тоже все получится".

4. Включать детей в открытие новых знаний
Например: "Ребята, сегодня на уроке мы будем изучать правила дорожного движения. Я не знаю, про что мне вам лучше рассказать. Давайте сегодня лучше вы мне расскажете, а я послушаю".

5. Сотрудничество ребёнка и семьи при выполнении домашних заданий Такая форма работы тоже помогает развитию коммуникативных навыков. Подбираю такие задания, выполнение которых требует совместной работы детей и родителей.

Когда дети видят, что их родители участвуют в выполнении домашнего задания, то у них возрастает чувство собственной значимости, они получают положительную мотивацию. А это значит, что ребёнок будет более открытым и общительным.

6. Широко использую на уроке и другие формы учебной работы детей:

  • взаимные проверки домашнего задания;
  • взаимное обсуждение заданий;
  • совместное выполнение заданий группами и парами;
  • задания, основанные на применении детьми личного опыта;
  • составление рассказов и словосочетаний по опорным картинкам и схемам;
  • нахождение в задании ошибки: "Расскажи другу как это надо сделать";
  • "заполни таблицу, если тебе это трудно попроси помощи у учителя или одноклассника".

Все эти  задания делают ребёнка субъектом обучения, т. е. он становится активным участником учебного процесса. Учебное сотрудничество является важным условием эффективного обучения развитию устной речи.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить