Технологии и методы обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями на примере урока "Ручная стирка мелкой одежды, наполнение ёмкости водой"

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Моисеева Евгения Ивановна, учитель, ГБОУ "Екатеринбургская школа № 3", Екатеринбург, Свердловская область

Для учащихся с ТМНР не может быть единых планируемых результатов, так как их возможности в развитии, коррекции и адаптации строго индивидуальны. Речь может идти о системе коррекционной работы с определенной группой учащихся, направленной на личностное развитие каждого, его потенциальных способностей. Одним из главных направлений формирования социально-значимых навыков является - участие обучающихся в продуктивной деятельности, включение их в хозяйственный, прикладной труд, расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, адекватного поведения.

Обеспечение освоения детьми с ТМНР опыта социального поведения происходит в процессе усвоения основных знаний всех предметов учебного плана, а также во внеурочное время, и сопровождает весь процесс обучения этих детей. В результате использования картинного материала и последовательного обучения алгоритму подготовки одежды к стирке, стирке мелкой одежды и вывешиванию, обучающийся с ментальными нарушениями сможет освоить этот процесс. Развиваются гигиенические навыки опрятности. Важно поощрять его за успешные результаты и постепенно убирать визуальные подсказки, чтобы ребенок стал более самостоятельным и независимым.

Личностных планируемых результатов немного:

  • сообщает о дискомфорте, вызванном различными факторами;
  • осознает себя в социальных ролях (помощник);
  • осознает ответственность, связанную с сохранением внешнего вида;
  • прослеживает связь между своими действиями и наступившими последствиями.

Базовые учебные действия являются основными:

  • включается в деятельность по предложению педагога (без использования мотивационных стимулов, при условии использования мотивационных стимулов);
  • ориентируется в пространстве своего тела;
  • обращается за помощью к взрослому;
  • принимает помощь педагога;
  • узнает знакомый предмет на фотографии, картинке;
  • выполняет действия по образцу и подражанию (возможность имитации);
  • переходит от одного задания к другому в процессе ухода за одеждой;
  • соотносит сюжетную иллюстрацию, жест, пиктограмму с направляющей помощью педагога или сопряженно с ним.

На своих уроках (предметы "Человек" и "Окружающий природный мир"), я уделяю внимание специальным приемам по формированию жизненных компетенций обучающихся с опорой на их ведущий вид деятельности на основе дидактических и социально-сюжетных игр, упражнений, практических заданий. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы обучающихся, чтобы достигнуть целевого результата. Сложность представляется в том, что часть детей не способны различать пространственную ориентировку в теле человека и использовать глазомер и зрительное восприятие.

Приведу пример формирования жизненных компетенций умения проводить стирку мелкой одежды, вывешивать ее на просушку. Свою работу я начала с выявления у детей зоны актуального развития. С данной целью были обследованы группы детей. Результат обследования является определяющим при формировании подгрупп.

По результатам обследования выявлены 2 группы. Первая подгруппа – это обучающиеся, которые проявляли желание и интерес к работе и частично владели практическими умениям различать предметы одежды по их функциональному назначению, проводить ручную стирку мелкой одежды, вывешивать одежду на просушку. Обучающиеся первой подгруппы стараются выполнять задания по показу (подражанию) с небольшой моей помощью.
Вторая подгруппа – обучающиеся испытывали сложности в осуществлении навыков выбора и соотнесения предметов одежды с их функциональным назначением. Занятия с детьми второй подгруппы я провожу индивидуально, в основном "рука в руке".

Предметные планируемые результаты.

1 группа. Для формирования навыков выбора и соотнесения предметов одежды с их функциональным назначением, подготовке одежды к стирке, стирке и вывешиванию одежды, у обучающихся первой группы можно предложить следующие шаги:

  • ориентируется под руководством взрослого в функциональном назначении одежды;
  • сортирует одежду на грязную и чистую; использует по назначению предметы одежды с помощью взрослого;
  • под руководством взрослого проводит стирку одежды;
  • знакомится с визуальными материалами по теме;

2 группа: у обучающихся второй группы можно предложить те же шаги, но под руководством взрослого.

Тема. Ручная стирка мелкой одежды, наполнение ёмкости водой.

Цель урока:

  • формирование умения слушать инструкцию педагога;
  • формирование умения наполнять таз водой для стирки;
  • соблюдение последовательности действий по наполнению емкости водой и стирке мелкой одежды.

Дидактическая игра "Мы платочки постираем".

Проводим предварительную работу: просмотр видеоурока о ручной стирке, образцов кукольной одежды. Беседы с детьми: "Кто дома стирает?", экскурсия в прачечную, на урок домоводства, чтение художественной литературы Е. Серовой "Стирка".

Ответственный этап работы - сам процесс стирки в тазах и отжим. Добавляем дополнительную вводную инструкцию – надеть фартуки, открыть кран с синей наклейкой и кран красного цвета и проверить воду в емкости на температуру. Проговариваем каждое действие в последовательности при процессе стирки, учим обращаться с просьбой к педагогу. Добавляем дополнительную вводную инструкцию, усложняем задание. Добавить порошок в воду, после стирки полоскать и отжать одежду. Развесить одежду на веревку или сушилку и зафиксировать прищепками. Педагог наблюдает за действиями рук ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при закреплении одежды прищепками, оказывает необходимую помощь. Акцентируем внимание, что нужно расправлять одежду. В конце урока обязательно проводим рефлексию, проговариваем ошибки. Составляем памятку "Ручная стирка одежды, наполнение таза водой".

  • Что необходимо для стирки одежды?
  • Какими средствами можно стирать одежду?
  • Для чего надевают фартук перед стиркой?
  • Для чего закатывают рукава перед стиркой?

Работая над каждым шагом, помогать ребенку надо все меньше и меньше, до тех пор, пока он не сумеет успешно справиться без помощи. После этого необходимо применить принцип инверсии, предоставив ребенку возможность выполнить последний шаг самостоятельно, а остальные вместе со взрослым. Использование в обучении средств социализации благотворно влияет на эмоциональный настрой обучающихся, в процессе этой деятельности у них формируются навыки контроля и самоконтроля, наблюдается согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить