Моисеева Евгения Ивановна, учитель, ГБОУ "Екатеринбургская школа № 3", Екатеринбург, Свердловская область
Для учащихся с ТМНР не может быть единых планируемых результатов, так как их возможности в развитии, коррекции и адаптации строго индивидуальны. Речь может идти о системе коррекционной работы с определенной группой учащихся, направленной на личностное развитие каждого, его потенциальных способностей. Одним из главных направлений формирования социально-значимых навыков является - участие обучающихся в продуктивной деятельности, включение их в хозяйственный, прикладной труд, расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, адекватного поведения.
Обеспечение освоения детьми с ТМНР опыта социального поведения происходит в процессе усвоения основных знаний всех предметов учебного плана, а также во внеурочное время, и сопровождает весь процесс обучения этих детей. В результате использования картинного материала и последовательного обучения алгоритму подготовки одежды к стирке, стирке мелкой одежды и вывешиванию, обучающийся с ментальными нарушениями сможет освоить этот процесс. Развиваются гигиенические навыки опрятности. Важно поощрять его за успешные результаты и постепенно убирать визуальные подсказки, чтобы ребенок стал более самостоятельным и независимым.
Личностных планируемых результатов немного:
- сообщает о дискомфорте, вызванном различными факторами;
- осознает себя в социальных ролях (помощник);
- осознает ответственность, связанную с сохранением внешнего вида;
- прослеживает связь между своими действиями и наступившими последствиями.
Базовые учебные действия являются основными:
- включается в деятельность по предложению педагога (без использования мотивационных стимулов, при условии использования мотивационных стимулов);
- ориентируется в пространстве своего тела;
- обращается за помощью к взрослому;
- принимает помощь педагога;
- узнает знакомый предмет на фотографии, картинке;
- выполняет действия по образцу и подражанию (возможность имитации);
- переходит от одного задания к другому в процессе ухода за одеждой;
- соотносит сюжетную иллюстрацию, жест, пиктограмму с направляющей помощью педагога или сопряженно с ним.
На своих уроках (предметы "Человек" и "Окружающий природный мир"), я уделяю внимание специальным приемам по формированию жизненных компетенций обучающихся с опорой на их ведущий вид деятельности на основе дидактических и социально-сюжетных игр, упражнений, практических заданий. Вся работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы обучающихся, чтобы достигнуть целевого результата. Сложность представляется в том, что часть детей не способны различать пространственную ориентировку в теле человека и использовать глазомер и зрительное восприятие.
Приведу пример формирования жизненных компетенций умения проводить стирку мелкой одежды, вывешивать ее на просушку. Свою работу я начала с выявления у детей зоны актуального развития. С данной целью были обследованы группы детей. Результат обследования является определяющим при формировании подгрупп.
По результатам обследования выявлены 2 группы. Первая подгруппа – это обучающиеся, которые проявляли желание и интерес к работе и частично владели практическими умениям различать предметы одежды по их функциональному назначению, проводить ручную стирку мелкой одежды, вывешивать одежду на просушку. Обучающиеся первой подгруппы стараются выполнять задания по показу (подражанию) с небольшой моей помощью.
Вторая подгруппа – обучающиеся испытывали сложности в осуществлении навыков выбора и соотнесения предметов одежды с их функциональным назначением. Занятия с детьми второй подгруппы я провожу индивидуально, в основном "рука в руке".
Предметные планируемые результаты.
1 группа. Для формирования навыков выбора и соотнесения предметов одежды с их функциональным назначением, подготовке одежды к стирке, стирке и вывешиванию одежды, у обучающихся первой группы можно предложить следующие шаги:
- ориентируется под руководством взрослого в функциональном назначении одежды;
- сортирует одежду на грязную и чистую; использует по назначению предметы одежды с помощью взрослого;
- под руководством взрослого проводит стирку одежды;
- знакомится с визуальными материалами по теме;
2 группа: у обучающихся второй группы можно предложить те же шаги, но под руководством взрослого.
Тема. Ручная стирка мелкой одежды, наполнение ёмкости водой.
Цель урока:
- формирование умения слушать инструкцию педагога;
- формирование умения наполнять таз водой для стирки;
- соблюдение последовательности действий по наполнению емкости водой и стирке мелкой одежды.
Дидактическая игра "Мы платочки постираем".
Проводим предварительную работу: просмотр видеоурока о ручной стирке, образцов кукольной одежды. Беседы с детьми: "Кто дома стирает?", экскурсия в прачечную, на урок домоводства, чтение художественной литературы Е. Серовой "Стирка".
Ответственный этап работы - сам процесс стирки в тазах и отжим. Добавляем дополнительную вводную инструкцию – надеть фартуки, открыть кран с синей наклейкой и кран красного цвета и проверить воду в емкости на температуру. Проговариваем каждое действие в последовательности при процессе стирки, учим обращаться с просьбой к педагогу. Добавляем дополнительную вводную инструкцию, усложняем задание. Добавить порошок в воду, после стирки полоскать и отжать одежду. Развесить одежду на веревку или сушилку и зафиксировать прищепками. Педагог наблюдает за действиями рук ребенка, обращает внимание на трудности, возникающие при закреплении одежды прищепками, оказывает необходимую помощь. Акцентируем внимание, что нужно расправлять одежду. В конце урока обязательно проводим рефлексию, проговариваем ошибки. Составляем памятку "Ручная стирка одежды, наполнение таза водой".
- Что необходимо для стирки одежды?
- Какими средствами можно стирать одежду?
- Для чего надевают фартук перед стиркой?
- Для чего закатывают рукава перед стиркой?
Работая над каждым шагом, помогать ребенку надо все меньше и меньше, до тех пор, пока он не сумеет успешно справиться без помощи. После этого необходимо применить принцип инверсии, предоставив ребенку возможность выполнить последний шаг самостоятельно, а остальные вместе со взрослым. Использование в обучении средств социализации благотворно влияет на эмоциональный настрой обучающихся, в процессе этой деятельности у них формируются навыки контроля и самоконтроля, наблюдается согласованность движений пальцев рук, регулируется сила мышечных усилий, рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими и пластичными.

