Технология базальной стимуляции: эффективная практика применения технологии в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Закеряева Лариса Николаевна, учитель, Колочкова Дарья Алексеевна, учитель, ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 3", Екатеринбург, Свердловская область

В настоящее время в педагогическом сообществе не вызывает сомнений тот факт, что все дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющие сложную структуру дефекта, должны обучаться. Их право на образование подкрепляется следующими нормативными документами: "Всеобщая декларация прав человека", "Декларация о правах инвалидов", "Саламанкская декларация", а также Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

Группа обучающихся с ОВЗ неоднородна. В её состав в числе прочих входят дети с выраженными интеллектуальными и двигательными нарушениями. Анализ содержания ФАООП ИН (вариант 2) показывает, что возможности данной категории обучающихся не позволяют достичь представленных планируемых результатов даже в малой степени, поскольку дети не могут осуществить простейшее действие ввиду двигательных нарушений. Отсюда возникает необходимость поиска другого подхода к обучению, который заключается в обращении к более примитивным видам взаимодействия, нежели совместная предметная деятельность, а именно к попытке повлиять на реакцию ребенка через изменения в сенсорной среде.

Несмотря на то, что ожидаемые (возможные) планируемые результаты освоения содержания образования могут несколько отличаться в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, технология "базальной стимуляции" одинаково актуальна для всех обучающихся данной категории.

Методологической основой разработки педагогической технологии базальной стимуляции являются научная концепция базальной стимуляции А. Фрелиха, учение Н. А. Бернштейна о двигательной деятельности человека и его взгляды на организацию движений, концепция сенсорной интеграции Э. Дж. Айерс, система развития человеческого потенциала М. Фельденкрайза, теория развития Ж. Пиаже о наличии различных форм взаимодействия ребенка и среды в процессе его когнитивного развития, методика физиотерапии по К. Бобату и Б. Бобату, в основе которой лежит неврологический принцип "проторить тропинку и сделать из нее дорогу" и др.

Сама по себе концепция базальной стимуляции не нова; она стала известна в 70-80 гг. XX века, но в связи с тем, что вышеописанная категория детей в то время считалась необучаемой, широкого применения концепция не получила.

Технология базальной стимуляции – набор форм, методов, способов, приемов, позволяющих воздействовать на тело обучающегося на базовом уровне с помощью соматической, вибрационной, вестибулярной, слуховой, визуальной и орально-вкусовой стимуляции.

Основная цель технологии базальной стимуляции — посредством развития восприятия собственного тела дать понять ребенку с тяжёлыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), что он в состоянии оказывать влияние на окружающий мир.

Задачи, которые ставит перед собой педагог, реализуя технологию базальной стимуляции:

  • принимать ребенка, стараться, по возможности, удовлетворять его потребность в нежности и возможности близкого контакта;
  • формировать первичные представления о теле через кожу и движения;
  • использовать имеющиеся двигательные возможности (для детей, которых возможно усаживать и вертикализировать);
  • – развивать собственную активность (реакции на окружающий мир);
  • развивать коммуникацию;
  • подготавливать ребенка к выполнению простых движений и действий (для детей, которых возможно усаживать и вертикализировать).

Выделяют следующие виды базальной стимуляции: соматическая, вибрационная, вестибулярная, проприоцептивная, орально-вкусовая, зрительная и слуховая стимуляция.

Вспомогательные материалы, используемые для проведения различных видов базальной стимуляции: губки, перчатки из различных тканей, носки из различных материалов (шерсть, хлопок), тактильные перчатки или тактильные ладошки, подушечки с различными наполнителями, в том числе, подушечки с утяжелением (соль, песок), мягкие игрушки, платки или тканевые лоскуты (шелк, хлопок, фланель, фетр и т. п.), фен, массажеры, электрические зубные щётки, маракасы и погремушки, камертон, фонарики, светящиеся гирлянды и другое (стимульный материал к реализации технологии базальной стимуляции представлен на рисунках 1, 2, 3 в Приложении 1).

В ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 3" технология базальной стимуляции применяется с 2020 года. В 2025 году составленное авторами программное содержание технологии базальной стимуляции было внедрено в структуру специальной индивидуальной программы развития и реализуется в рамках таких коррекционных курсов, как "Альтернативная коммуникация", "Сенсорное развитие", "Двигательное развитие" и "Предметно-практические действия".

Педагогами разработана система оценивания реакций обучающихся с интеллектуальными нарушениями, ТМНР на различные раздражители, учитываются виды реакций: голосовая, двигательная, эмоциональная, физиологическая и степень устойчивости реакции. Реакция может быть стабильной и нестабильной. Педагоги отслеживают и фиксируют изменение устойчивости реакции посредством ежегодного мониторинга.

Результаты мониторинга за 2024-2025 учебный год демонстрируют наличие стабильной динамики у обучающихся данной категории, что свидетельствует об эффективной практике применения технологии базальной стимуляции. 

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение1.pdf)Приложение1.pdf503 Кб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить