Использование личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми с ОВЗ для их адаптации в современном обществе

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Минеева Святославна Владимировна, воспитатель, ГБОУ СО "Сухоложская школа", Сухой Лог, Свердловская область

Младший школьный возраст - это период начального формирования личности. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы воспитанника (формируются такие личностные качества, как самостоятельность, инициативность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативность).

В условиях модернизации образования проблема воспитания ребёнка, способного мыслить и действовать активно, творчески и самостоятельно приобретает актуальное значение. Поэтому одной из главных задач образования является не только передача определённой суммы знаний и умений, но и развитие познавательной активности, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний через личностно-ориентированную модель взаимодействия.

Цель общения по личностно - ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком состоит в том, чтобы:

  • обеспечить психическую защищенность ребенка, его доверие к миру, показать радости бытия (условия для психического здоровья);
  • развивать индивидуальность ребенка (не путем "программирования", а прогнозированием и содействием развивающейся личности);
  • формировать знания, умения, навыки как средства полноценного развития личности.

Моя личностная позиция: исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взаимодействовать - это значит общаться на равных, учитывая интересы и потребности сторон.

Дидактические принципы воспитания и обучения по личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога и ребенка:

  • уважительное отношение к ребенку;
  • воспитанник определяется как высшая самостоятельная ценность, на развитие его интеллектуальных и духовных способностей направлен весь учебно-воспитательный процесс;
  • в качестве основных приоритетов процесса воспитания и образования выделены: развитие личности обучаемого, его творческих способностей, мышления, широты взглядов, формирование способности к активной и самостоятельной деятельности, осуществление естественного, свободного развития воспитанников;
  • в процессе обучения и воспитания педагог должен опираться на субъективный опыт ребёнка, что позволит планировать индивидуальную и дифференцированную работу.

Осуществляя эту модель взаимодействия, создаю благоприятные условия для наиболее полного развития способностей детей, содействую развитию их личности. В такой обстановке ребенок начинает развиваться как гармоничная личность с его неповторимой индивидуальностью.

Для реализации задач по адаптации личности ребёнка в современном обществе использую различные формы внеурочной воспитательной работы:

  • традиционные: устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная;
  • дискуссионные: диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн;
  • национально-обрядовые: народные праздники, посиделки, народные забавы;
  • телевизионные: "Поле чудес", "Счастливый случай", "КВН";
  • коллективно-творческие мероприятия: "Мир красок", "Песни, опалённые войной"; конкурсы стихов, рисунков;
  • нестандартные: Малые олимпийские игры, танцевальный ринг, поэтический кросс;

Для более эффективного результата осуществления индивидуальной и коррекционной работы с детьми часто внеклассные занятия провожу в группах и подгруппах.

Использование личностно-ориентированного обучения во внеурочное время (внеклассные занятия, общешкольные мероприятия, рисование, лепка, изготовление поделок, походы, развлечения и т.д.) способствует формированию и развитию жизненных умений и компетенций.

Проводимая мной работа повышает эффективность и успешность образовательного процесса и позволяет формировать личностные качества ребёнка.

Литература

  1. Степанов Е.Н., Лузина Л.М., Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2003.
  2. Щуркова Н.Е., Новое воспитание. М,2000.
  3. Новикова Л.И., Воспитание как педагогическая категория. Педагогика 2002.
  4. Воронов В.В., Технология воспитания. М.2000
  5. Блинова Л.Н., Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития М. 2003.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить