Коррекционно-логопедические технологии обучения дошкольников с задержкой психического развития

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Щербинина Татьяна Владимировна, учитель-логопед, МАДОУ № 2, Карпинск, Свердловская область

Дошкольники с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собой особую группу, требующую комплексного подхода в обучении и воспитании. Анализ результатов мониторинга в начале коррекционного обучения позволяет выделить основные психологические особенности обучающихся с ЗПР пятого года жизни:

  • эмоционально-волевая незрелость, повышенная истощаемость, низкая работоспособность;
  • неустойчивость внимания;
  • малый объем, низкая продуктивность памяти;
  • незрелость мыслительных операций;
  • системное недоразвитие речи (низкая речевая активность; бедность словаря, выраженные недостатки грамматического строя речи, задержка фразовой речи, недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста);
  • отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики;
  • недоразвитие и качественное своеобразие игровой деятельности (стереотипность, отсутствие развёрнутого сюжета, бедность фантазии, несоблюдением игровых правил).

Коррекционно-развивающая работа в группе для обучающихся с ЗПР включает в себя несколько этапов:

I этап: развитие функционального базиса для развития ВПФ (зрительных, слуховых, моторных функций и межсенсорных связей); стимуляция познавательной, речевой, коммуникативной сфер. Особое значение имеет совершенствование моторной сферы, развитие двигательных навыков, общей и мелкой моторики, межсенсорной интеграции. На данном этапе используются самые разнообразные нейроигры и упражнения:

  • самомассаж;
  • кинезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика;
  • сухой бассейн для рук;
  • дыхательная гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • нейроковрики (следочки);
  • игры на развитие телесно-пространственных ориентировок;
  • упражнения для развития чувства ритма.

Также на первом этапе стоит задача развития понимания речи и стимуляция коммуникативной активности с использованием вербальных и невербальных средств общения. С детьми с нарушением понимания речи применяется технология формирования базовых доречевых предпосылок Е. Круоглы, Е. Балдиной. Система работы включает в себя следующие этапы:

  • Невербальная имитация (педагог демонстрирует действие и дает инструкцию: «Сделай так», ребенок зеркально повторяет действие за взрослым. Невербальная имитация включает в себя имитацию без предметов и с предметами.
  • Функциональная коммуникация (жесты). Использование жестов и мимики, понимание жестов на картинках, развитие указательного жеста.
  • Сопоставление идентичных и неидентичных изображений (альбомы).
  • Совместное (разделенное) внимание. Разделенное внимание — это базовый социальный навык, когда ребенок сосредотачивает внимание на том же событии или предмете, что и другой человек, то есть он как бы разделяет его внимание.
  • Вербальная имитация (карточки артикуляции, альбомы звукоподражаний). Повторение за взрослым звуков, звукоподражаний, слов.

II этап: целенаправленное формирование и развитие ВПФ, речи:

  • формирование сенсорных эталонов;
  • развитие зрительной и слуховой памяти;
  • развитие всех свойств внимания, произвольной регуляции деятельности;
  • развитие мыслительных операций;
  • формирование всех сторон речи.

На данном этапе происходит активизация речевого общения. Переводим словарь из пассива в актив. Параллельно с расширением словаря идет развитие элементарных грамматических представлений и поэтапное формирование фразы, а также развитие элементарного фонематического восприятия. В практической деятельности применяются: технология формирования базовых сенсомоторных интеграций речи Т.Н. Ланиной, универсальная система логопедической работы с неговорящими детьми Т. А. Ткаченко.

С учетом того, что у ребенка с ЗПР ни один из видов деятельности не формируется своевременно и полноценно, необходимо целенаправленное и развитие предметно-практической и игровой деятельности. Одна из важнейших задач на данном этапе – развитие саморегуляции. Ребенка необходимо учить слушать инструкцию, адекватно действовать в соответствии с ней, замечать и исправлять свои ошибки, оценивать результат своей деятельности.
III этап: формирование основных компонентов психологической готовности к школьному обучению. Особое внимание уделяется развитию мыслительных операций, наглядно-образного, элементов словесно-логического мышления, формированию обобщающих понятий, подготовка к обучению грамоте.

На данном этапе логопедическая работа основана на комплексной методике подготовки детей к школе О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» и включает два больших блока:

  • развитие фонетической стороны речи, фонематических процессов; подготовка к обучению грамоте.
  • развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.

Таким образом, использование современных логопедических технологий является мощным инструментом, который значительно расширяет возможности коррекционной работы с детьми с ЗПР.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить