Логоритмика как инструмент ранней профориентации и инклюзивного образования детей с ТНР и нарушениями слуха в условиях дошкольной общеобразовательной организации

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Масалкина Светлана Сергеевна, учитель-логопед, Снигирева Ирина Николаевна, музыкальный руководитель, МАДОУ детский сад "Страна чудес", детский сад № 15 "Жемчужина", Новоуральск, Свердловская область

Начнем с истории… Первый инклюзивный детский сад в России появился в 1993 году в Москве. Его создали по инициативе Центра лечебной педагогики и родителей детей с ограниченными возможностями здоровья. В 1990-е годы понятие "инклюзия" в России еще не употреблялось, поэтому сад получил статус интегративного. До этого момента детей с ОВЗ обучали отдельно от нормотипичных дошкольников.

Сейчас инклюзивное образование стремительно развивается. Уже в 2020 году в России насчитывалось 8 тысяч инклюзивных детских садов. По состоянию на 2024/25 учебный год в общеобразовательных организациях Российской Федерации получают образование 1 026,9 тыс. обучающихся c ОВЗ, c инвалидностью.

Когда речь идет об инклюзии, то всегда возникает вопрос, насколько это целесообразно, насколько мы, педагоги, готовы к этой инклюзии? Ведь при поступлении в образовательную организацию обучающегося c ОВЗ, которому в соответствии c заключением ПМПК рекомендовано обучение по адаптированной образовательной программе, образовательная организация должна составить адаптированную образовательную программу для данного обучающегося в соответствии c федеральными государственными образовательными стандартами и соответствующими федеральными основными общеобразовательными программами (часть 6.1 статьи 12 и пункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ), подобрать методики, технологии, приемы для максимального освоения детьми с ОВЗ Программы ОО, пусть и адаптированной. Помимо этого одной из приоритетных задач в процессе воспитания и образования детей с ОВЗ была, есть и будет их позитивная социализация в обществе, их трудовая социализация.

Наблюдая за детьми с речевой патологией и нарушениями слуха, становится очевидно, помимо речевых расстройств различной этиологии и механизмов развития у детей виден целый комплекс схожих неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость. Движения детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи, нарушениями слуха, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью при правильном воспроизведении их формулы. Наблюдаются затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства. Имеет место неточность, суетливость при выполнении мелких движений. Произвольные речевые и мимические движения отличаются от нормы. Дети затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается переключаемость движений, утомляемость, истощаемость, недостаточная упражняемость в моторных навыках. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции.

Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразия сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.

В неречевых психических функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, особенно, если речевые недостатки обусловлены нарушением слуха, снижение скорости мыслительных операций, недоразвитие абстрактно-логического мышления.

В физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание. Дети физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным заболеваниям.

Поэтому многие дети нуждаются в особых программах физического воспитания, в которых должен быть учтён весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем, особом подходе и выборе технологий, методов и приемов взаимодействия с ними, которые должны в первую очередь способствовать коррекции не только психомоторного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Необходимо найти такие приемы и методы обучения, которые бы способствовали максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия (зрение, слух, осязание, обоняние) и переработки информации. А теперь вспомним о готовности педагогов к разработке и реализации таких программ? Все ли педагоги знают, как правильно взаимодействовать с детьми с нарушениями слуха, какие тонкости в работе с ними необходимо учитывать, чтобы иметь положительный результат?
Всем выше перечисленным требованиям отвечает система работы по логоритмике, с которой в большей или меньшей степени знакомы все педагоги. И мы используем логоритмику в своей практике по организации инклюзивного обучения детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями слуха в условиях ДОО. В нашем случае, логоритмика – это еще и средство трудового воспитания. Потому что в детском саду уже 7 лет реализуется образовательный проект "Журналистика в детском саду", направленный на создание условий ранней профориентации для воспитанников. В основе проекта лежит разработанная нами технология "Дошкольная журналистика", в которой мы выделили семь шагов. Один из шагов - "Тренажерка", частью которой и является логоритмика. "Тренажерка" представляет собой совокупность методов и приемов по активизации речевого аппарата и активной речи дошкольников, особенно имеющих нарушения речи и слуха, в игровой ситуации "Я - журналист". Например, прием - "живой микрофон": микрофон передается по кругу под музыку, музыка – стоп, у кого микрофон представляется и проговаривает, например, чистоговорку. Наличие микрофона позволяет справляться с чрезмерной скованностью, стеснительностью за счет ощущения себя в роли ведущего, журналиста, формирует чувство ответственности.
Высокая эффективность логоритмики определяется коррекционными возможностями, ведь это целая система музыкально-двигательных, речедвигательных, музыкально-речевых заданий и упражнений, основанная на связи слова, музыки и движения, позволяющая разрушить патологические динамические стереотипы и сформировать новые, обеспечивающие необходимую адаптацию. Логоритмические занятия для детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями слуха совместно проводят учитель-логопед и музыкальный руководитель.

Цель логоритмики - преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация маленького человека к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи логопедической ритмики определяются как оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные, коррекционные.

Оздоровительные задачи - это прежде всего упражнения на укрепление опорно – двигательного аппарата, развитие дыхания, моторных и сенсорных функций, воспитание чувства равновесия, правильной осанки. Что достигается путем различных видов марша и передвижения под музыку с акцентом на крупную моторику. Динамические и статические упражнения с комментированием, с музыкальным сопровождением. Образовательные задачи – это формирование пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов. На занятиях по логоритмике мы учимся с детьми складывать различные пальчиковые позы и удерживать их, переключать с одной позы на другую, сопровождая речью. Также на логоритмических занятиях дети узнают много нового и интересного об окружающем мире, происходит пополнение их словарного запаса. Воспитательные задачи заключаются в проявлении художественно – творческих способностей, воспитании положительных личностных качеств, формировании организаторских способностей, умения вести себя в коллективе сверстников, общаться со взрослыми. Коррекционные задачи – исправление нарушенных функций, развитие речевой функциональной системы (дыхание, голосовая функция, артикуляторный аппарат) и неречевых психических процессов (слуховое и зрительное внимание, слуховая и зрительная память, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведение речевого и двигательного материала).

Логоритмика - технология универсальная, комплексная, объединяющая в себе ряд других более узконаправленных, специфических здоровьесберегающих технологий. В основе ее разработки лежит теория и методика Г. А. Волковой. Автор определяет логоритмику как форму активной терапии, которая может быть включена в "любую реабилитационную методику воспитания, лечения и обучения людей с различными аномалиями развития, особенно в отношении лиц с речевой патологией". В своей работе мы также используем методики Г. Р. Шашкиной, М. Ю. Картушиной, Ю.О. Филатовой, Н.Н. Гончаровой и др.

Важно помнить, что логоритмическое воздействие имеет свой сензитивный период, поэтому актуальна в дошкольном возрасте для детей, имеющих недостатки развития, хотя очень часто на логоритмику ходят дети для общего развития. Ее можно назвать интеграционной технологией, объединяющей нормативно развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. Что снова возвращает нас к размышлениям о равных стартовых условиях, об успешной социализации каждого ребенка.

Логоритмические занятия дарят радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса малыша. На позитиве дети лучше и быстрее усваивают материал, учатся говорить правильно, что в целом способствует интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребенка.

Таким образом, логоритмика как технология организации инклюзивного образования детей с тяжелыми нарушениями речи и нарушениями слуха в условиях дошкольной образовательной организации подтвердила статус эффективной технологии, универсальной, адаптивной под любую категорию детей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить