От тактильной книги к AR-сказке: синтез традиционных и инновационных технологий развития речи и воображения у дошкольников с нарушением зрения

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Сидорук Марина Павловна, воспитатель, МБДОУ МО Заречный "Детство" СП "Ласточка", Заречный, Свердловская область

В статье рассматривается эволюция подходов к развитию речи и воображения у дошкольников с нарушением зрения. Анализируются преимущества и ограничения традиционного метода тактильных книг и инновационной технологии дополненной реальности (AR). Обосновывается необходимость и раскрывается потенциал синтеза этих инструментов для создания целостной коррекционно-развивающей среды. Показано, что интеграция тактильного исследования с мультисенсорным AR-контентом позволяет эффективно преодолевать фрагментарность восприятия, обогащать пассивный и активный словарь, а также стимулировать образное мышление и построение связных высказываний у данной категории детей.

Развитие речи и воображения у дошкольников с нарушением зрения является одной из ключевых задач тифлопедагогики. Исторически сложилось, что фундаментальным инструментом в этой работе выступает тактильная книга. Эти уникальные рукотворные издания, наполненные деталями из разнофактурных материалов, позволяют ребенку "увидеть" иллюстрацию через кончики пальцев, создавая устойчивые предметные представления. Как подчеркивает Л. И. Плаксина, именно осязательное восприятие служит основным каналом компенсации отсутствующего или нарушенного зрительного образа [3, с. 45]. Процесс тактильного исследования неизбежно стимулирует речевую активность: описывая свои ощущения, ребенок обогащает словарный запас, учится строить сложные предложения и формулировать свои впечатления. Однако при всех своих достоинствах этот метод имеет естественные ограничения, связанные со статичностью образов, невозможностью передать динамику, звук и изменение сюжета, что в определенной степени сужает пространство для творческого воображения.

Современный технологический прогресс предлагает принципиально новые инструменты, среди которых особый интерес представляет дополненная реальность (AR). AR-сказка – это интерактивное приложение, которое с помощью камеры планшета или смартфона "оживляет" специальные метки, в роли которых могут выступать страницы тактильной книги. Ребенок ощупывает знакомый объемный домик, а на экране планшета этот домик начинает дымить трубой, из него выходит анимированный персонаж, звучат голоса и музыка. Исследования, описанные в работе С. Л. Федоровой, показывают, что мультисенсорное воздействие значительно повышает мотивацию и вовлеченность детей с ограниченными возможностями здоровья [4, с. 48]. Для слабовидящего ребенка AR позволяет усилить зрительный образ, сделать его более контрастным и ярким, способствуя развитию остаточного зрения. Для незрячего ребенка качественное звуковое сопровождение, панорамный звук и озвучка персонажей создают ту динамическую среду, которую не может предоставить тактильная книга в одиночку.

Наиболее эффективным представляется не противопоставление этих подходов, а их разумный синтез, создающий целостную и многогранную развивающую среду. Тактильная книга служит физическим, материальным якорем, обеспечивающим базовое, предметное восприятие мира и формирующим тактильную память. AR-технология надстраивает над этим базисом динамический, эмоционально насыщенный цифровой слой. Например, изучив тактильно фигурку животного, ребенок слышит его голос в AR-приложении и "видит" (через звук и, возможно, остаточное зрение), как оно перемещается. Такой синтез мощно стимулирует воображение и связную речь. Ребенок переходит от констатации фактов к построению повествования, пониманию причинно-следственных связей [1, с. 112]. Происходит компенсация фрагментарности чувственного опыта за счет его многоканальности.

Практическая реализация этого подхода требует тщательного методического сопровождения. Педагог или дефектолог активно направляет восприятие ребенка, переключая его внимание с тактильного исследования на цифровое дополнение и обратно. Важно задавать проблемные вопросы: "Как ты думаешь, что сейчас произойдет с этим героем?", "Почему зазвучала эта музыка?". Это развивает не только воображение, но и прогностические способности, и логическое мышление. Создание гибридных комплексов "тактильная книга + AR-приложение" должно быть междисциплинарной работой с участием тифлопедагогов, психологов и IT-специалистов. Контент необходимо адаптировать: звуковая дорожка должна быть четкой, анимация – не слишком быстрой, а визуальные элементы – контрастными [2, с. 27].

Таким образом, эволюция от тактильной книги к AR-сказке представляет собой закономерный путь развития коррекционной педагогики. Традиционные методы, обеспечивающие сенсорную основу восприятия, и инновационные технологии, обогащающие ее динамикой и мультимедийностью, взаимно усиливают друг друга. Интегрированный подход позволяет максимально полно раскрыть потенциал дошкольника с нарушением зрения для развития речи, образного мышления и творческого воображения, эффективно подготавливая его к успешной интеграции в мир школьного обучения.

Литература

  1. Григорьева, Т.А. Развитие зрительного восприятия у слабовидящих дошкольников в процессе обучения / Т.А. Григорьева // Дефектология. - 2020. - № 5. - С. 23-31.
  2. Ермаков, В.П. Воспитание и обучение слепого дошкольника / В.П. Ермаков, Л.И. Солнцева. - М. : ИПТК "Логос" ВОС, 2019. - 268 с.
  3. Плаксина, Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детском саду для детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. - М. : Город, 2018. – 210 с.
  4. Федорова, С.Л. Применение технологий дополненной реальности в инклюзивном образовании детей дошкольного возраста / С.Л. Федорова // Специальное образование. - 2021. - № 3. - С. 45-56.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить