Булдакова Ольга Николаевна, тьютор, МАДОУ № 4, Североуральск, Свердловская область
Современное дошкольное образование движется по пути инклюзии, стремясь создать равные возможности для развития всех детей без исключения. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), особенно в младшем дошкольном возрасте, ключевой фигурой в реализации этого подхода становится тьютор. Его задача, быть "тенью" ребенка, стать архитектором образовательной среды, которая позволяет ему сделать первые и самые важные шаги в мире знаний и социальных отношений.
Для ребенка 3 лет с ОВЗ (например, с расстройством аутистического спектра (РАС), образовательная деятельность в ее классическом понимании часто недоступна. Проблема заключается не в содержании программы, а в отсутствии "инструментов" для ее освоения. Этими инструментами являются базовые учебные навыки и навыки самообслуживания.
Без сформированных базовых навыков невозможно участие в групповых занятиях. Ребенок не может усидеть на месте, не смотрит на воспитателя, не слушает инструкцию. Выполнение заданий становиться не преодолимой задачей, не понимает, что от него хотят. Взаимодействие со сверстниками, речь или навыки коммуникации, отсутствуют. Комфортное пребывание в ДОУ исключено, ребенок испытывает трудности с туалетом, одеванием, приемом пищи, это вызывает постоянный стресс, сенсорные перегрузки, как результат – частое проявление нежелательного поведения.
Таким образом, первостепенной задачей тьютора является не обучение цветам и фигурам, а целенаправленное формирование этих фундаментальных навыков.
Направления работы тьютора по формированию навыков у детей 3 лет.
- Формирование учебного поведения: Навык сидеть за столом, начинается с нескольких секунд, постепенно увеличивается время с помощью таймера и поощрений. Навык зрительного контакта и реакции на имя: отрабатывается в игровых ситуациях с использованием мощных мотиваторов. Навык выполнения простой одношаговой инструкции ("Дай", "Положи", "Сядь"): основа для понимания требований воспитателя.
- Развитие коммуникации. Стимулирование речи (если ребенок говорящий) или введение альтернативных систем коммуникации (жесты, карточки PECS). Формирование навыка просьбы – самого важного социального навыка, который снижает нежелательное поведение.
- Развитие навыков самообслуживания. Одевание, раздевание, пользование туалетом, мытье рук, прием пищи. Это напрямую влияет на самостоятельность ребенка и его интеграцию в группу.
- Развитие социального взаимодействия. Навык ждать своей очереди, делиться, брать за руку сверстника. Отрабатывается в структурированных играх при поддержке тьютора.
На практике это выглядит следующим образом, тьютор использует четкий алгоритм и научно-доказанные методы:
Диагностика (оценка навыков), тьютор выявляет сильные стороны и дефициты ребенка. Что он уже умеет? Что является приоритетом для обучения? На основе, диагностики формулируются конкретные, измеримые и достижимые цели на краткосрочную перспективу (например, "в течение 2 недель ребенок будет выполнять инструкцию "Дай" в 8 из 10 попыток").
Визуальная поддержка, расписания, карточки-подсказки. Для ребенка с РАС это "путеводитель" по миру, который делает его предсказуемым.
Сенсорная интеграция, если, ребенок гиперактивен или, наоборот, заторможен, тьютор использует сенсорные инструменты для регуляции его состояния перед занятием.
Методы Прикладного анализа поведения (АВА), четкое структурирование заданий, использование подсказок и их постепенное устранение, немедленное поощрение успехов.
"Встраивание" в образовательный процесс, когда у ребенка появляется базовый навык, тьютор помогает ему применить его на занятии.
Например, ребенок научился сидеть 3 минуты. Теперь тьютор садится с ним рядом на занятии по лепке, использует визуальное расписание этапов работы ("1. Возьми пластилин. 2. Оторви кусочек. 3. Скатай шарик"), физически помогает выполнить действие и поощряет за выполнение каждого шага и сидение на месте.
Когда у ребенка устойчиво сформированы базовые учебные навыки, фокус тьюторского сопровождения смещается с формирования поведения на реализацию содержательного компонента образовательной программы для ребенка с РАС.
Эффективность тьюторского сопровождения напрямую зависит от слаженности работы всех участников образовательного процесса. Все взрослые должны двигаться в одном направлении, используя единые методы.
Если тьютор отрабатывает просьбу с помощью карточки PECS, эту же систему должны использовать и воспитатель на занятии, и родитель дома. Это создает для ребенка предсказуемую и понятную среду, что критически важно для детей с РАС.
Тьютор, опираясь на свои наблюдения за ребенком в группе, помогает воспитателю адаптировать конспект занятия. Он может предложить разбить задание на более мелкие шаги, подготовить для ребенка индивидуальный раздаточный материал или определить момент, когда ребенку потребуется перерыв для сенсорной разгрузки.
Работа с родителями – партнерство, родители главные эксперты по своему ребенку. Тьютор должен стать для них поддержкой, делиться успехами, объяснять логику своих действий и предлагать простые, выполнимые стратегии для закрепления навыков дома.
Последовательный переход от формирования инструментальных навыков к освоению образовательных областей обеспечивает реальную, а не формальную инклюзию, превращая пребывание ребенка в детском саду из испытания в путь развития, полный достижений и открытий.

