Использование возможностей нейросетей и искусственного интеллекта для адаптации электронных материалов и осуществления дистанционного обучения студентов колледжа с ОВЗ и инвалидностью

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Митрофанова Валерия Александровна, учитель-дефектолог, ГБУ СО "ЦППМСП "Ресурс", ГАПОУ СО "Нижнетагильский торгово-экономический колледж", Нижний Тагил, Свердловская область

Современная парадигма инклюзивного образования ставит в приоритет обеспечение равного доступа для всех обучающихся, в том числе студентов с ОВЗ и инвалидностью. Дистанционное обучение открыло новые возможности, но также выявило проблему цифровой доступности материалов и их адаптации под разные потребности. Традиционный педагогический подход к адаптации требует значительных временных и ресурсных затрат. В этом контексте технологии ИИ и нейросетей становятся важным инструментом для оперативного создания адаптированных версий электронных материалов, снижения нагрузки на педагогов и повышения качества образовательного процесса.

Преподаватели СПО сталкиваются с необходимостью адаптировать материал, используемый в процессе применения ДОТ в зависимости от особенностей развития студентов. Для слабовидящих и незрячих необходимо преобразовывать нечитабельные сканы и изображения без описания в структурированный текст. Для слабослышащих и глухих необходимы субтитры и сурдоперевод в видео. Лицам с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) нужна помощь в преодолении сложностей использования традиционных средств ввода и в освоении голосового управления. Для студентов с ментальными особенностями необходимо упрощать текст и продумывать способы визуальной поддержки.

Современные возможности ИИ и нейросетей в образовании открывает новые способы адаптации учебного контента. ИИ — это технологии, способные выполнять задачи, требующие анализа, распознавания и генерации информации. Нейросети лежат в основе ИИ и обеспечивают:

  • создание и понимание текстов (ChatGPT, YandexGPT);
  • преобразование речи в текст и наоборот;
  • анализ и генерацию изображений;
  • адаптацию визуального и аудио конвента под нужды студентов

Направления применения ИИ для создания адаптированных материалов

1. Адаптация текстов

  • Распознавание текста из нечитабельных сканов за счет OCR (Google Диск, Microsoft OneNote, Abbyy FineReader, Freemore OCR, OCR CuneiForm).
  • Упрощение текста и создание конспектов с помощью ChatGPT, DeepSeek Perplexity, "НейроТекстер", GenAPI, "СигмаЧат" (запросы на упрощение, структурирование и выделение ключевых тезисов).
  • Перевод текста на жестовый язык через AI-аватаров, например, SignAll.

Важно помнить, что полностью полагаться на автоматический рерайт без проверки не рекомендуется - искусственный интеллект может допускать фактические ошибки, неточности в терминологии или терять некоторые смысловые нюансы. Оптимальная стратегия - использовать рерайт как первый этап, а затем выполнять редакторскую проверку результата.

2. Адаптация аудио и видео

  • Автоматика создания субтитров (Yandex SpeechKit, Otter.ai, Microsoft Azure Speech).
  • Озвучивание текстов для слабовидящих (Yandex SpeechKit, Text to Speech Online, Texttospeech.ru, Narakeet).
  • Преобразование речи в текст (RealSpeaker, Teamlogs, Speech2Text).
  • Улучшение записи преподавателя с помощью нейросетей (NVIDIA Broadcast).

3. Создание и адаптация изображений

  • Генерация инфографики и схем (Kandinsky 3.0., Chad AI.
  • Автоматическое создание alt-текста (Microsoft 365, Google Vision AI).
  • Упрощение сложных схем через визуальный режим ChatGPT-4.

4. Персонализация и обратная связь

  • Персонализированное создание заданий (ChatGPT, RoboGPT и Other Local Platforms).
  • Платформы с ИИ-репетиторами и анализом вовлеченности (Quizlet).

Практические рекомендации педагогам

Начинайте с применения простых инструментов, например, создания субтитров к видео или адаптации небольших текстов. Создавайте библиотеку запросов к ИИ для быстрой генерации материалов. Делитесь лучшими практиками внутри образовательных организаций. Это позволит сэкономить время и повысить качество индивидуальной работы с обучающимися.

Литература

  1. Смирнов А. Ю. Искусственный интеллект как инструмент интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс // Infed.ru. 2024. URL: https://infed.ru/articles/10372/ (дата обращения: 27.10.2025).
  2. Денис Кулешов. Компания "Сенсор-Тех" разработала функцию дистанционного общения для людей с нарушением слуха // Evercare.ru. 2020. URL: https://evercare.ru/news/invalidy-po-slukhu-teper-mogut-obschatsya-distancionno-ispolzuya-iskusstvennyy-intellekt  (дата обращения: 27.10.2025).
  3. Использование нейросетей и искусственного интеллекта в дистанционном обучении лиц с ОВЗ // Современное профессиональное образование, 2025.
  4. Иванова И. И. Особенности дистанционного обучения студентов с нарушениями опорно-двигательного аппарата // Педагогика и коррекционная психология. 2024. Т.12, №3, с.45-52.
  5. Петрова О. В. Работа учителя-дефектолога с лицами с нарушением слуха в условиях дистанционного обучения // Современное профессиональное образование. 2025, №2, с.33-39.
  6. Методические рекомендации по особенностям обучения студентов с ОВЗ в средних профессиональных образовательных организациях / Под ред. С.А. Смирновой. М.: Просвещение, 2023. 128 с.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить