Скачкова Дарья Алексеевна, студент, ГАПОУ СО "НТПК № 1", Нижний Тагил, Свердловская область
Выбор профессии является одним из важнейших шагов в жизни каждого из нас. Профессия – это не просто работа, это способ реализовать свой потенциал, внести свой вклад в общество и оставить след в мире. Будущая профессия человека отражает его интересы, навыки и жизненные ценности.
В статье 42 пункта 2 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" говорится, что общеобразовательная организация обязуется помогать обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.
ФГОС НОО в 40 статье устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ: личностным, предметным и метапредметным. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части трудового воспитания, а именно осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Несмотря на то, что в школах и профессиональных организациях России проводятся мероприятия по профориентации (проект "Россия – мои горизонты", "Профессионалитет", "Билет в будущее", внеурочные занятия о разнообразии профессий и так далее), многие обучающиеся до сих пор затрудняются в определении своего профессионального будущего, построении своей карьеры, планировании карьерного роста на определенный период.
Современные исследователи Э.Ф. Зеер, С.А. Козлова, Е.А. Климов, В.П. Кондрашев, Л.В. Куцакова, Т.В. Потапова, Т.А. Шорыгина рассматривают младший школьный возраст как начальный этап ранней профориентации. Именно в младшем школьном возрасте начинают складываться важнейшие факторы будущего профессионального выбора (способности воспитанников, привычка к разным видам труда, взгляд родителей на профессиональное будущее учащихся, интерес и положительное эмоциональное отношение к разным группам профессий).
Таким образом, ранняя профессиональная ориентация младших школьников – это начальный этап подготовки обучающегося к выбору будущей профессии, который знакомит его с различными видами труда и группами профессий для самостоятельного выбора в дальнейшем.
Педагогический словарь определяет термин "профориентация", как научно-практическая система подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, учитывающая индивидуальные особенности и потребности личности и рынка труда и осуществляемая через профессиональную информацию, диагностику, консультацию, отбор и адаптацию.
Профессиональная ориентация является ключевым элементом в жизни каждого человека, который помогает не только принять важное решение о выборе профессии, но и адаптироваться к постоянно меняющимся условиям на рынке труда.
Профессиональное становление человека является неотъемлемой частью развития и охватывает достаточно длительную часть жизни. Этот сложный процесс российский учёный, психолог Э.Ф. Зеер делит на этапы:
- Аморфная оптация (0-12 лет). Дети дошкольного и младшего возраста стремятся в своих играх подражать взрослым и воспроизводить их действия и деятельность.
- Оптация (12-16 лет). В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей.
- Профессиональная подготовка (16-23 года). Освоение новой социальной роли, приобретение опыта выполнения самостоятельной деятельности. Присутствует профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение.
- Профессиональная адаптация (18-25 лет). Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества.
- Первичная профессионализация (25-35 лет). Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции, индивидуальный стиль деятельности. Это возраст социально-профессиональной активности.
- Вторичная профессионализация (35-42 года). Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная деятельность. Именно в этом возрасте реализуются жизненные и профессиональные планы, оправдывается смысл самого существования человека.
- Профессиональное мастерство (42-60 года). Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития.
Подводя итог, профессиональное развитие представляет собой многогранный процесс, в ходе которого индивид проходит через различные этапы, каждый из которых играет ключевую роль в формировании его карьеры и личного роста.
Профориентация в начальной школе выступает основным направлением, цель которого - формирование у обучающихся представлений о мире профессий, добросовестного отношения к труду.
Профориентация осуществляется как через урочную, так и внеурочную деятельность младших школьников, что в полной мере способствует формированию мотивации и интереса к различным видам деятельности, в т.ч. трудовой, развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Введение ФГОС в начальной школе ориентировано на предоставление учащимся возможности посещать кружки, секции, творческие объединения для реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время. Соответственно, важно организовать пространство для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации обучающегося.
К основным формам проведения профориентационной работы в начальной школе относятся:
- эстафета;
- экскурсия;
- беседа;
- тематический классный час;
- профориентационные игры;
- игра-путешествие;
- квест;
- веб-квест;
- профессиональная проба;
- мастер-класс.
Эстафета – форма проведения различных мероприятий, в том числе профориентационных, заимствованная из спорта и пользующаяся большой популярностью у школьников. Профориентационная эстафета состоит из нескольких заданий (этапов), каждое из которых выполняется в соответствии с правилами только по завершении предыдущего, при этом разные задания могут выполняться разными членами команды.
Беседа – это вопросно-ответный метод, который используется педагогом с целью активизации умственной деятельности обучающихся в процессе приобретения новых знаний (о себе, о профессии и требованиях профессии к человеку, рынках образовательных услуг и труда) или повторения и закрепления полученных ранее.
Для формирования представлений у младших школьников о ценности и важности выбора профессий в современном мире целесообразным является использование тематических классных часов. Тематика классных часов может быть разнообразной, познавательной и интересной.
В профессиональном формировании обучающихся активно используются и профориентационные игры. Игра позволяет обучающимся на практике приобрести навыки принятия решения и овладеть ролевым поведением будущего профессионала, "примерить" профессиональную роль.
Также стоит отметить и отдельную форму проведения ранней профориентации у младших школьников – это игры-путешествия. Они состоят из ряда этапов или станций, по которым путешествуют участники игры в определенной последовательности. На каждой станции педагог предлагает участникам комплекс вопросов, заданий в соответствии с темой игры и оценивает их выполнение. Преимущество игры-путешествия заключается в том, что она может быть адаптирована к любому содержанию (различные области знаний, школьные предметы, направления воспитания и профориентации, виды деятельности) и к любой возрастной группе обучающихся.
В настоящее время популярной формой обучения становится квест. Квест представляет собой игру (компьютерную или на местности), в которой команды или отдельные игроки в рамках заранее объявленной легенды проходят этапы, последовательно выполняя задания, находят спрятанные или зашифрованные организаторами ключи (коды, ответы на вопросы). Побеждает игрок (или команда), первым выполнивший все задания и пришедший к конечной цели. Структура квеста соответствует структуре игры-путешествия, однако может иметь и свои особенности, например, как веб-квест.
Стоит отметить, что в век современных технология актуальны и веб-квесты. Они представляют собой проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.
Несмотря на это, в начальной школе осуществляются и профессиональные пробы, которые представляют из себя испытания, моделирующие элементы конкретного вида профессиональной деятельности.
Из актуальных форм профориентации в начальной школе сегодня представляется форма мастер-класса. Профориентационный мастер-класс обусловливается как деятельность, в которой имитируется производственная ситуация, профессиональная сфера, профессиональное поведение, появляется чувственная профессиональная идентификация.
Таким образом, мы пришли к выводу, что тема "Особенности ранней профессиональной ориентации в начальной школе" является актуальной. Поскольку одной из задач обучения и воспитания младших школьников в соответствии с ФГОС НОО является подготовка к обоснованному выбору профессии. Российский ученый, психолог Э.Ф. Зеер разделил профессионально самоопределение на этапы, каждый из которых имеет свои особенности и формы профессиональной ориентации. Прохождение этих этапов зависит от конкретных социальных обстоятельств, которые определяют профессиональный выбор индивида и его отношение к профессии.
Представленный анализ этапов профессионального самоопределения позволяет сделать вывод о ключевой роли младшего школьного возраста как подготовительной стадии. Успешная профориентационная работа в начальной школе подразумевает использование разнообразных, интерактивных форм, адаптированных к возрасту младших школьников, и органично интегрированных как в учебный процесс, так и во внеурочную деятельность.
Эффективная реализация профориентации в начальной школе, с использованием таких форм как эстафеты, экскурсии, игры, мастер-классы и др. не только знакомит учащихся с миром профессий, но и способствует развитию их мотивации, творческих способностей и предоставляет возможности для социального и личностного самоопределения, что, в конечном итоге, положительно скажется на их будущем профессиональном выборе. Важно подчеркнуть, что профориентационная работа должна гармонично вписываться в образовательный процесс, не отвлекая от основных задач обучения, а дополняя и обогащая его.

