Особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития на уроках русского языка

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Домнина Элина Андреевна, студент, ГАПОУ СО "НТПК № 1", Нижний Тагил, Свердловская область

Согласно требованиям Федерального закона об образовании и обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным является ориентация образования не только на усвоение младшими школьниками определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Важной задачей образования является формирование у младших школьников универсальных учебных действий (далее - УУД).

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

  1. личностные;
  2. регулятивные;
  3. коммуникативные;
  4. познавательные.

Познавательные УУД - это действия, которые обеспечивают обучающимся возможность осваивать новые знания, применять их в различных ситуациях, анализировать и синтезировать информацию

Формирование познавательных УУД на уроках русского языка является неотъемлемой частью и имеет несколько ключевых аспектов:

  1. развитие критического мышления: учащиеся учатся анализировать текст, выделять главные идеи и аргументы, что способствует более глубокому пониманию языка и литературы;
  2. умение работать с текстом: познавательные УУД помогают учащимся извлекать информацию из различных источников, что улучшает навыки чтения и понимания;
  3. формирование исследовательских навыков: учащиеся учатся ставить вопросы и находить на них ответы, что важно для глубокого понимания языка и его структуры;
  4. креативность и самовыражение: учащиеся развивают свои творческие способности, создавая собственные тексты и выражая свои мысли;
  5. межпредметные связи: познавательные УУД способствуют интеграции знаний из разных предметов, что делает обучение более целостным;
  6. подготовка к жизни: умения, развиваемые через познавательные УУД, необходимы не только в учебе, но и в повседневной жизни, например, для эффективного общения и решения различных задач

Согласно Приказу Минпросвещения России от 31.05.2021 №2 86 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (редакция от 17 февраля 2023 года) метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:

  1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: базовые логические действия; базовые исследовательские действия; работа с информацией.
  2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение, совместная деятельность.
  3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация, самоконтроль.

Познавательные универсальные учебные действия формируются постепенно и поэтапно в ходе всего образовательного процесса, на всех дисциплинах. Рассмотрим детально формирование познавательного УУД у обучающихся начальной школы.

Рассмотрим познавательные УУД с 1 по 4 класс:

  • 1 класс: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (группировка), умение обнаружить причинно-следственные связи.
  • 2 класс: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (группировка), умение обнаружить причинно-следственные связи, умение строить простые умозаключения по аналогии.
  • 3 класс: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (группировка), умение обнаружить причинно-следственные связи, умение строить простые умозаключения по аналогии, умение делать выводы на основе индуктивного умозаключения, умение относить объект к известному понятию, умение использовать данные диаграмм/схем для ответа на вопрос.
  • 4 класс: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умозаключение, индуктивное умозаключение, установление причинно-следственной связи, умение относить объекты к известным понятиям, умение использовать данные диаграмм и таблиц для получения ответа на вопрос.

Русский язык является основным предметом для формирования познавательных УУД, поскольку его содержание включает освоение лингвистических понятий высокого уровня обобщения, что требует развития логического мышления и способствует формированию и совершенствованию таких логических операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, построение логической цепи рассуждения, установление причинно–следственных связей.

Приём 1. Нестандартные задания — это задания, которые выходят за рамки привычных шаблонов и требуют от учащихся использования нестандартных подходов, аналитических и творческих навыков.

Пример: Укажи слова, в которых есть один и тот же повторяющийся согласный звук.

1) геолог; 3) погреб; 5) подскочить;
2) турпоход; 4) подводка; 6) подсчёт.

Приём 2: Уровневые задания по русскому языку — это задания для самостоятельной работы по одной теме с разной степенью сложности, выполняемые одновременно разными учениками.

Пример: Выберите слово, в котором звук [о] стоит под ударением:
1. Лимон.
2. Огурец.
3. Тесто.
1) воспроизведение: обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной;
Пример: Допиши определение: Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слов после… перед…
2) понимание: отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости.

Пример: Распредели слова по 2 группам: 1 – слова, в которых парный по звонкости–глухости согласный находится в середине слова, перед согласным; 2 – слова, в которых парный по звонкости–глухости согласный находится в конце слова. Запиши каждую группу слов, выделив парные по звонкости–глухости согласные звуки: Пруд, сказка, арбуз, дорожка, ягодка, дуб.

Прием 3: Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам.

Пример: Игра "Почтальон":

Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4–5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили (представлено в таблице 1).

Таблица 1.

огород

парк

море

школа

столовая

зоопарк

гря–ки

доро–ки

пло–цы

кни–ки

хле–цы

кле–ка

кали–ка

бере–ки

фла–ки

обло–ки

пиро–ки

марты–ка

реди–ка

ду–ки

ло–ки

тетра–ка

сли–ки

тра–ка

морко–ка

ли–ки

остро–ки

промока–ка

голу–цы

реше–ка

Задания:

  • Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
  • Составить предложения, используя данные слова.

Приём 4. Комбинированные задания по русскому языку — это упражнения, в которых сочетаются задания по разным темам, например, орфографии и пунктуации, правописанию и грамматике, правописанию и стилистике.
Пример: Прочитай текст. Раздели его на предложения. Спиши. Поставь нужный знак препинания в конце каждого предложения. Придумай и напиши к тексту заголовок.

Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь а в саду цветут пёстрые астры как они красивы скоро птицы полетят на юг зима не за горами.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование различных типов заданий на уроках русского языка является эффективным способом формирования познавательных УУД, необходимых для успешного обучения и развития младших школьников.

В результате, формирование познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка создает основу для дальнейшего образовательного и личностного роста учащихся. Этот процесс, будучи целенаправленным и систематическим, способствует не только углублению знаний по предмету, но и развитию универсальных навыков, которые будут полезны детям в их будущей учебной и жизненной практике. Важно продолжать исследования в данной области, чтобы находить новые эффективные методы и подходы, которые смогут еще более эффективно поддерживать процесс обучения и развивать познавательные способности младших школьников.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить