Домнина Элина Андреевна, студент, ГАПОУ СО "НТПК № 1", Нижний Тагил, Свердловская область
Согласно требованиям Федерального закона об образовании и обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальным является ориентация образования не только на усвоение младшими школьниками определённой суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Важной задачей образования является формирование у младших школьников универсальных учебных действий (далее - УУД).
Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:
- личностные;
- регулятивные;
- коммуникативные;
- познавательные.
Познавательные УУД - это действия, которые обеспечивают обучающимся возможность осваивать новые знания, применять их в различных ситуациях, анализировать и синтезировать информацию
Формирование познавательных УУД на уроках русского языка является неотъемлемой частью и имеет несколько ключевых аспектов:
- развитие критического мышления: учащиеся учатся анализировать текст, выделять главные идеи и аргументы, что способствует более глубокому пониманию языка и литературы;
- умение работать с текстом: познавательные УУД помогают учащимся извлекать информацию из различных источников, что улучшает навыки чтения и понимания;
- формирование исследовательских навыков: учащиеся учатся ставить вопросы и находить на них ответы, что важно для глубокого понимания языка и его структуры;
- креативность и самовыражение: учащиеся развивают свои творческие способности, создавая собственные тексты и выражая свои мысли;
- межпредметные связи: познавательные УУД способствуют интеграции знаний из разных предметов, что делает обучение более целостным;
- подготовка к жизни: умения, развиваемые через познавательные УУД, необходимы не только в учебе, но и в повседневной жизни, например, для эффективного общения и решения различных задач
Согласно Приказу Минпросвещения России от 31.05.2021 №2 86 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (редакция от 17 февраля 2023 года) метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать:
- Овладение универсальными учебными познавательными действиями: базовые логические действия; базовые исследовательские действия; работа с информацией.
- Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: общение, совместная деятельность.
- Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: самоорганизация, самоконтроль.
Познавательные универсальные учебные действия формируются постепенно и поэтапно в ходе всего образовательного процесса, на всех дисциплинах. Рассмотрим детально формирование познавательного УУД у обучающихся начальной школы.
Рассмотрим познавательные УУД с 1 по 4 класс:
- 1 класс: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (группировка), умение обнаружить причинно-следственные связи.
- 2 класс: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (группировка), умение обнаружить причинно-следственные связи, умение строить простые умозаключения по аналогии.
- 3 класс: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация (группировка), умение обнаружить причинно-следственные связи, умение строить простые умозаключения по аналогии, умение делать выводы на основе индуктивного умозаключения, умение относить объект к известному понятию, умение использовать данные диаграмм/схем для ответа на вопрос.
- 4 класс: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, умозаключение, индуктивное умозаключение, установление причинно-следственной связи, умение относить объекты к известным понятиям, умение использовать данные диаграмм и таблиц для получения ответа на вопрос.
Русский язык является основным предметом для формирования познавательных УУД, поскольку его содержание включает освоение лингвистических понятий высокого уровня обобщения, что требует развития логического мышления и способствует формированию и совершенствованию таких логических операций, как анализ, синтез, классификация, сравнение, построение логической цепи рассуждения, установление причинно–следственных связей.
Приём 1. Нестандартные задания — это задания, которые выходят за рамки привычных шаблонов и требуют от учащихся использования нестандартных подходов, аналитических и творческих навыков.
Пример: Укажи слова, в которых есть один и тот же повторяющийся согласный звук.
1) геолог; 3) погреб; 5) подскочить;
2) турпоход; 4) подводка; 6) подсчёт.
Приём 2: Уровневые задания по русскому языку — это задания для самостоятельной работы по одной теме с разной степенью сложности, выполняемые одновременно разными учениками.
Пример: Выберите слово, в котором звук [о] стоит под ударением:
1. Лимон.
2. Огурец.
3. Тесто.
1) воспроизведение: обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной;
Пример: Допиши определение: Разделительный мягкий знак (ь) пишется в корне слов после… перед…
2) понимание: отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости.
Пример: Распредели слова по 2 группам: 1 – слова, в которых парный по звонкости–глухости согласный находится в середине слова, перед согласным; 2 – слова, в которых парный по звонкости–глухости согласный находится в конце слова. Запиши каждую группу слов, выделив парные по звонкости–глухости согласные звуки: Пруд, сказка, арбуз, дорожка, ягодка, дуб.
Прием 3: Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам.
Пример: Игра "Почтальон":
Цель: закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.
Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4–5 чел.) приглашения.
Дети определяют, куда их пригласили (представлено в таблице 1).
Таблица 1.
|
огород |
парк |
море |
школа |
столовая |
зоопарк |
|
гря–ки |
доро–ки |
пло–цы |
кни–ки |
хле–цы |
кле–ка |
|
кали–ка |
бере–ки |
фла–ки |
обло–ки |
пиро–ки |
марты–ка |
|
реди–ка |
ду–ки |
ло–ки |
тетра–ка |
сли–ки |
тра–ка |
|
морко–ка |
ли–ки |
остро–ки |
промока–ка |
голу–цы |
реше–ка |
Задания:
- Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.
- Составить предложения, используя данные слова.
Приём 4. Комбинированные задания по русскому языку — это упражнения, в которых сочетаются задания по разным темам, например, орфографии и пунктуации, правописанию и грамматике, правописанию и стилистике.
Пример: Прочитай текст. Раздели его на предложения. Спиши. Поставь нужный знак препинания в конце каждого предложения. Придумай и напиши к тексту заголовок.
Опадают жёлтые листья с деревьев вянет трава солнце прячется за серые тучи часто моросит мелкий дождь а в саду цветут пёстрые астры как они красивы скоро птицы полетят на юг зима не за горами.
Таким образом, целенаправленное и систематическое использование различных типов заданий на уроках русского языка является эффективным способом формирования познавательных УУД, необходимых для успешного обучения и развития младших школьников.
В результате, формирование познавательных УУД у младших школьников на уроках русского языка создает основу для дальнейшего образовательного и личностного роста учащихся. Этот процесс, будучи целенаправленным и систематическим, способствует не только углублению знаний по предмету, но и развитию универсальных навыков, которые будут полезны детям в их будущей учебной и жизненной практике. Важно продолжать исследования в данной области, чтобы находить новые эффективные методы и подходы, которые смогут еще более эффективно поддерживать процесс обучения и развивать познавательные способности младших школьников.

