Применение проблемных ситуаций как средство формирования базовых исследовательских действий на уроках окружающего мира у обучающихся с задержкой психического развития

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Шестовских Алена Павловна, студент, ГАПОУ СО "НТПК № 1", Нижний Тагил, Свердловская область

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО) в статье 42.1 подчеркивает необходимость организации образовательного процесса таким образом, чтобы учащиеся овладевали методами научного познания, умели формулировать гипотезы, анализировать факты, ставить эксперименты и делать выводы. Поэтому, современная система образования ставит перед педагогами важную задачу развития у младших школьников базовых исследовательских компетенций, необходимых для успешного освоения образовательной программы и подготовки к дальнейшему обучению.

Именно на уроках окружающего мира проблемные ситуации имеют большое значение, так как они стимулируют интерес обучающихся к познанию природы и окружающей среды. Такие ситуации позволяют учащимся самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, развивая навыки анализа, синтеза и обобщения информации. Обучающиеся учатся наблюдать, сравнивать, делать выводы и устанавливать причинно-следственные связи.

Это помогает формировать экологическое сознание, воспитывать бережное отношение к природе и окружающей среде, а также развивает способность применять полученные знания в реальной жизни.

Формирование базовых исследовательских действий у младших школьников в рамках ФГОС характеризуется следующим: развитие инициативности и ответственности; объединение знаний из разных областей науки; проекты, эксперименты, дискуссионные занятия; обучение приемам анализа, синтезу, сравнению, оцениванию и самоанализу; учет индивидуальных особенностей и предпочтений учащихся; включение самооценки, взаимооценки и оценки педагогов.

Согласно ФГОС НОО, результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение методами решения творческих задач и задач поискового характера; использование различных методов поиска, организации, анализа, сбора, обработки, передачи и интерпретации информации; овладение такими логическими приемами, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, построения рассуждений и т.д.

Получение указанных результатов обучения возможно благодаря формированию у обучающихся начальных классов основ базовых исследовательских действий.

Базовые исследовательские действия - это совокупность умственных операций, необходимых для изучения нового объекта или явления. К ним относятся: наблюдение; постановка целей и задач; формулирование гипотез; сбор и обработка информации; анализ и синтез фактов; оформление вывода.

Проблемная ситуация - объективно обязательный компонент мыслительной деятельности обучающихся при усвоении научных знаний. Без нее не возникает диалог в исследовательской деятельности. Ее проявление можно обнаружить по возникновению эмоции удивления у обучающихся.

Цель активизации исследовательской деятельности посредством проблемной ситуации состоит в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний.

Основные особенности проблемных ситуаций в начальной школе на уроках окружающего мира: конкретность и наглядность; посильность и доступность; эмоциональная окрашенность; четкость и ясность формулировки; стимулирование к поисковой деятельности; учет индивидуальных особенностей; поэтапность решения; активная роль учителя; создание атмосферы сотрудничества; оценивание не только результата, но и процесса.

Под проблемной ситуацией понимается такая учебная задача, которая требует от ученика самостоятельного поиска решения, активизации мыслительных процессов и постановки вопросов. Это помогает развивать критическое мышление, умение анализировать факты и формировать собственные выводы.

3 класс

Пример № 1. Почему осенью листья желтеют и опадают?

Приглашаете учеников представить ситуацию, когда листья остаются зелеными всю зиму. Какие последствия могли бы наступить? Почему природой задумано иначе?

Проблемная ситуация влияет на формирование базовых исследовательских действий следующим образом:

Постановка проблемы и формирование вопросов. Проблемная ситуация представлена ярким образом: дети приглашены представить необычную картину осени, когда листья остаются зелёными даже зимой. Это провокационный сценарий, который ставит перед учениками задачу задуматься о причинах природного порядка вещей и спросить: «почему природа устроила всё именно таким образом?". Это ключевой момент, когда у детей пробуждается любопытство и стремление разобраться в происходящем.

Формирование гипотез. Следующим шагом являются предположения детей. Возможные гипотезы включают идеи вроде: если листья останутся зелёными, дерево продолжит тратить энергию на поддержание жизнедеятельности листьев зимой; листья будут повреждаться морозом и потеряют полезные свойства; дерево перестанет готовиться к следующему сезону. Такой процесс придумывания и формулирования гипотез является базовым компонентом научного метода и первой ступенью настоящего исследования.

Собирание и анализ данных. Затем учитель может направить ребят на рассмотрение реальных примеров и дополнительную информацию о процессах в растениях. Узнать подробнее о физиологии растений, процессах фотосинтеза и обмене веществ. Далее дети приступают к проверке своих гипотез, оценивая их реалистичность и применимость. Например, изучив процессы образования сахаров и запасания питательных веществ, дети лучше поймут значение падения листьев осенью и подготовку растений к холодам.

Подтверждение или отклонение гипотез. Изучив материал, дети возвращаются к своим первоначальным гипотезам и проверяют, соответствуют ли они научным данным. Если некоторые гипотезы оказались неверными, учитель вместе с детьми анализирует причины ошибок и вырабатывает правильные подходы. Этот процесс формирования и тестирования гипотез обеспечивает активное участие в поиске истины и обучении, которое соответствует научным стандартам.

Выводы и рекомендации. Заключительным этапом является формулирование итогового вывода: почему же природа решила, что листья должны желтеть и падать осенью. Полученные знания позволяют детям создать целостную картину взаимосвязанных процессов в мире природы и осознать значимость ежегодного цикла жизни растений.

Пример № 2. Безопасность на дороге

Представляете следующую ситуацию: ваш одноклассник вышел на дорогу, перебегая её вне пешеходного перехода. Обсудите возможные риски и последствия такого поведения.

Представленная проблемная ситуация действительно эффективна для формирования базовых исследовательских действий у младших школьников следующим образом:

Определение проблемы. Учащимся ставится четкая проблема: безопасность на дорогах и рискованное поведение сверстника. Ребенок должен задуматься, почему переходить улицу вне положенного места опасно. Это первая ступень научного мышления — выявление значимой проблемы, требующей внимания и изучения.

Выдвижение гипотез. Ученик начинает предлагать возможные причины опасности такого поступка. Среди гипотез могут быть предположения о вероятности аварии, нарушении правил дорожного движения, возможности травмы и других неблагоприятных исходов. Выработка гипотез является ключевым элементом исследовательской деятельности, поскольку требует творческого подхода и навыков абстрактного мышления.

Сбор информации. Чтобы обосновать свои предположения, учащимся потребуется изучить правила дорожного движения, проанализировать статистику ДТП и обратиться к собственным жизненным наблюдениям. Анализ и оценка доказательств. Собрав данные, ученик проводит их оценку и анализ. Например, обращает внимание на статистические показатели аварийности, случаи травмирования пешеходов и мнения взрослых участников дорожного движения. Такой анализ помогает выработать собственное мнение, основанное на фактах и аргументах.

Оценка рисков и определение последствий. Основной задачей данного этапа является установление связи между поведением одноклассника и потенциальными негативными последствиями. Это позволяет ученику увидеть реальную угрозу нарушения правил дорожного движения и принять решение о том, как правильно вести себя на улице.

Финальные выводы и рекомендации. Результатом проделанной работы становятся выводы о том, почему нарушать правила дорожного движения недопустимо.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить