Формирование у младших школьников с задержкой психического развития умений работать с информацией на уроках окружающего мира

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Плюснина Дарья Сергеевна, студент, ГАПОУ СО "НТПК № 1", Нижний Тагил, Свердловская область

Современное общество, характеризующееся как информационное, предъявляет новые требования к системе образования. Одной из ключевых задач начальной школы становится не столько передача суммы знаний, сколько формирование у обучающихся универсальных учебных действий (далее - УУД), позволяющих самостоятельно добывать, анализировать, преобразовывать и применять информацию. Учебный предмет "Окружающий мир" в силу своей интегративной природы, широкой тематики и ориентации на непосредственный опыт ребенка обладает уникальным потенциалом для становления этих умений.

В контексте Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) умение работать с информацией рассматривается как стержневой компонент познавательных УУД. Эти действия включают в себя:

  • поиск и выделение необходимой информации: умение использовать различные источники (учебник, словари, энциклопедии, интернет-ресурсы, наблюдения, опыты), находить нужные сведения в тексте, иллюстрациях, таблицах, схемах;
  • смысловое чтение: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, понимание цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от задачи;
  • структурирование знаний: преобразование информации из одной формы в другую (текст в таблицу, схему, диаграмму и наоборот);
  • анализ и синтез: выделение главного, установление причинно-следственных связей, сравнение и классификация объектов;
  • построение логической цепи рассуждений: выдвижение гипотез, их обоснование и доказательство;
  •  выдвижение гипотез и их доказательство.

На уроках "Окружающего мира" эти умения наполняются конкретным содержанием. Учащиеся не просто читают текст о животных, а учатся находить в нем отличительные признаки, сравнивать группы животных, заполнять сравнительные таблицы. Они не просто смотрят на карту, а учатся извлекать из нее информацию о природных зонах, реках, городах.

Для успешного формирования информационных умений необходимо создание определенных педагогических условий:

  • целенаправленность и систематичность: работа по формированию умений должна быть не эпизодической, а непрерывной, пронизывающей каждый урок. Учитель должен четко ставить перед учениками информационные задачи ("найди доказательства", "составь план рассказа", "сравни по следующим признакам");
  • использование разнообразных источников информации: помимо учебника, необходимо активно привлекать научно-популярную литературу, атласы, карты, иллюстрации, видеофрагменты, мультимедийные презентации, ресурсы Интернета (под контролем учителя), а также данные, полученные самими детьми через наблюдения и опыты;
  • создание проблемных ситуаций: ситуация, в которой ребенок сталкивается с недостатком знаний и вынужден самостоятельно искать информацию для ее разрешения, является мощным стимулом для развития информационных умений;
  • организация проектной и исследовательской деятельности: эти виды деятельности напрямую связаны со всеми этапами работы с информацией: от постановки вопроса и поиска данных до их анализа, представления и защиты;
  • формирование адекватной самооценки и рефлексии: важно учить ребенка оценивать не только результат, но и процесс своей работы: "Как я искал информацию?", "Все ли источники были надежны?", "Удобно ли я оформил данные?".

Содержание современных УМК по "Окружающему миру" (таких как "Школа России", "Перспектива", "Начальная школа XXI века" и др.) изначально ориентировано на формирование УУД. Анализ показывает, что практически в каждой теме заложены возможности для развития информационных умений:

  • темы по природоведению ("Животные", "Растения", "Природные зоны"): предполагают работу с иллюстрациями для идентификации объектов, составление классификационных таблиц, поиск информации в тексте о приспособленности организмов к среде обитания, проведение простых опытов и фиксацию их результатов;
  • темы по обществознанию ("Наш город", "Экономика", "История"): требуют работы с картами, схемами, историческими документами (адаптированными), интервью с родителями, создания timelines (лент времени);
  • темы по безопасности жизнедеятельности ("ПДД", "Здоровый образ жизни"): связаны с анализом схем, знаков, инструкций, созданием памяток и алгоритмов.

Во многих учебниках присутствуют специальные рубрики: "Работаем с информацией", "Выскажи предположение", "Понаблюдай", "Проведи опыт", что прямо указывает на направленность содержания на формирование данных умений.

Методики диагностики сформированности у младших школьников умений работать с информацией. Для оценки эффективности работы необходима диагностика. Она может быть текущей (в процессе урока) и итоговой. Используются следующие методики:

Наблюдение: Учитель фиксирует активность учащихся при работе с разными источниками, их способность задавать вопросы, выбирать стратегию поиска, сотрудничать в группе. Может использоваться карта наблюдений с критериями (например: "умеет ориентироваться в учебнике", "выделяет главную мысль текста", "адекватно выбирает вид чтения").

Специальные диагностические задания:

  • задания на поиск информации: "Найди в тексте ответ на вопрос...", "Определи по карте, какие города находятся на берегу Волги";
  • задания на преобразование информации: "Заполни таблицу, используя данные текста", "Составь схему цепи питания", "Преврати текст в памятку для туриста";
  • задания на анализ и синтез: "Сравни лягушку и жабу по плану", "Раздели перечисленных животных на группы", "Установи, какие из этих явлений связаны между собой";
  • задания на оценку информации: "Какой из этих двух источников о жизни динозавров более надежный: научная энциклопедия или мультфильм? Объясни свой выбор";
  • анализ продуктов учебной деятельности: оценка составленных ребенком схем, таблиц, презентаций, докладов, дневников наблюдений, портфолио проектов;
  •  беседа (интервью): позволяет выявить метапредметные умения, например, спросить: "Расскажи, как ты готовил этот доклад? С чего ты начал? Какие книги тебе помогли?".

Методические особенности формирования умений работать с информацией у младших школьников на уроках учебного предмета "Окружающий мир".

Методика формирования информационных умений должна носить пошаговый и деятельностный характер.

1-2 класс: основное внимание уделяется работе с учебником (ориентация в оглавлении, поиск нужной страницы, работа с иллюстрациями и подписями), простейшим схемам и таблицам. Дети учатся отвечать на вопросы по тексту, находить в нем ключевые слова. Преобладают коллективные формы работы под руководством учителя. Эффективны приемы моделирования (создание моделей из пластилина, аппликаций) и фиксации наблюдений в виде рисунков.

3-4 класс: усложняются виды работы с текстом: составление плана, тезисов, простого конспекта. Школьники учатся самостоятельно работать с несколькими источниками для выполнения проекта (учебник, детская энциклопедия, интернет-сайт). Активно используются приемы структурирования: составление кластеров (интеллект-карт), сложных таблиц, диаграмм. Вводятся элементы критического мышления (обсуждение достоверности источника).

Приведу конкретные приемы:

Прием "Верные и неверные утверждения": до изучения темы ученики определяют, какие из предложенных утверждений верны, а после изучения – возвращаются к ним и проверяют себя.
Составление маркировочной таблицы "З-Х-У" (Знаю – Хочу узнать – Узнал): актуализирует имеющиеся знания, формирует целеполагание и стимулирует поисковую активность.

Прием "Чтение с пометками" (INSERT): ученики маркируют текст на полях значками: "V" – уже знал, "+" – новое, "-" – противоречит моим представлениям, "?" – непонятно, требуется объяснение.

Создание интеллект-карт (Mind Map): позволяет наглядно структурировать информацию по теме (например, центральное понятие "Лес", ветви – "Растения", "Животные", "Ярусы", "Значение" и т.д.).

Таким образом, формирование умений работать с информацией у младших школьников является не побочным продуктом, а одной из центральных задач курса "Окружающий мир". Реализация этой задачи требует от учителя глубокого понимания теоретических основ информационных УУД, создания системы педагогических условий и грамотного использования разнообразных методических приемов, адекватных возрастным особенностям учащихся.

Систематическая и целенаправленная работа в этом направлении позволит не только повысить качество знаний по предмету, но и заложить фундамент функциональной грамотности, критического мышления и способности к непрерывному самообразованию, что является главным требованием к выпускнику современной школы. Теоретические положения и методические рекомендации находят свое воплощение в практической деятельности учителей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить