Хионина Екатерина Сергеевна, студент, ГАПОУ СО "НТПК № 1", Нижний Тагил, Свердловская область
Начальная школа - наиболее важная ступень непрерывного образования современного человека. Успешное обучение в начальных классах закладывает основу для дальнейшего саморазвития. Острота проблемы эффективности обучения младших школьников не снижается на протяжении всей истории развития педагогической мысли как для практиков, так и для теоретиков. Тем не менее, до сих пор большинство вопросов, связанных с успешным усвоением школьной программы всеми учениками, остаются нерешенными. Многие исследователи связывают успешность обучения с проявлением познавательной активности ученика на уроке. Педагогу необходимо создавать такие условия в ходе обучения, чтобы учащийся был заинтересован и увлечен познанием.
Педагогический словарь дает такое определение: "Познавательная активность - это качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели деятельности достигнуты".
Анализ научно-педагогической литературы позволил выделить несколько групп условий развития познавательной активности младших школьников.
К ним относятся:
- развитие учебной мотивации и, в первую очередь, познавательной потребности;
- воспитание устойчивых познавательных интересов (с помощью содержания учебного материала; особой организации учебной деятельности; поддержания добрых доверительных отношений между участниками образовательного процесса, учебного сотрудничества; развития волевых качеств учащихся);
- группа условий, цель которых - успешное формирование системы знаний на основе самоуправления процессом познания (формирование учебной деятельности школьников);
- группа условий, цель которых - включение в процесс активной деятельности каждого учащегося.
Обучающиеся младшего школьного возраста выражают большой познавательный интерес к миру природы, и он может послужить началом в экологическом воспитании на уроках окружающего мира. Интерес - сильный мотив для активности учащихся. Воспитание интересов - важный критерий развития активности и нацеленности личности, ввиду этого направленность интереса, его сущность, широта или узость являются показателем активности ребенка. Именно в интересе отображается отношение ребенка к предметному миру, в том числе и к миру природы. Интерес, с одной стороны, является мотивом формирования бережного отношения к окружающей среде, с другой – его результатом, означающим собой относительную завершенность определенной стадии экологического воспитания.
Целью современного экологического образования и воспитания в начальной школе является становление научно-познавательного, эмоционально - нравственного и практически - действенного отношения к окружающей среде и своему здоровью на основе чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека. Они, по мнению большинства специалистов (Л. Д. Бобылевой, А. Н. Захлебного и др.), призваны решать следующие задачи:
- усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых определяется оптимальное воздействия на неё, сообразно с её же законами;
- понимание многосторонней ценности природы как источника материальных, духовных сил общества и каждого человека;
- овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способности оценивать состояние окружающей среды, принимать правильное решение по ее улучшению, предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных воздействий на природу во всех видах общественно -трудовой деятельности;
- сознательное соблюдение норм поведения в природе, исключающее нанесение ей вреда или ущерба, загрязнение или разрушение природной среды;
- развитие потребности общения с природой, полного восприятия ее облагораживающего воздействия; стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно - этическими переживаниями;
- активизация деятельности по улучшению природной и преобразованной среды, нетерпимое отношение к людям, причиняющим ей зло, горячее желание пресечь его, участие в пропаганде идей охраны природы.
Основная задача педагогов - выбрать методы и формы организации работы с обучающимися, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Одной из таких технологий является квест-игра.
С. А. Осяк считает, что квест-игра - это игра, "требующая от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету". В ходе такой игры происходит процесс решения образовательных задач, отличающийся от учебного процесса "элементами сюжета, ролевой игры, связанной с поиском и обнаружением мест, объектов, людей, информации", в котором используются ресурсы определенной территории или информационные ресурсы.
Можно заметить, что среди характеристик квест-игры авторы отмечают: наличие сюжета, элементов ролевой игры; поиск каких-либо объектов, приключенческий, развлекательный характер, часто - использование механических и электронных устройств и ресурсов интернета.
В исследовании А. Т. Фаритова присутствует перечисление некоторых характеристик квест-игр, которые необходимо учитывать при их разработке:
- результативность, т.е. направленность квест-игры на достижение конкретного, заранее определенного результата;
- дискретность - действие игры разбито на отдельные этапы (шаги, станции); прохождение каждого этапа фиксируется и оценивается при подведении результатов;
- соревновательность - квест-игра - это командная игра, команды соревнуются между собой по количеству набранных очков или по скорости достижения цели;
- ограниченность - в правилах игры ограничивается место и время ее проведения;
- детерминированность - правила игры заранее определяются и не меняются;
- сюжетно-ролевой характер - в квест-игре предполагаются легенда, сюжет и роли.
На основе данных характеристик А. Т. Фаритов дает определение квест-игры: образовательная квест-игра - это "сюжетная (сюжетно-ролевая) игра, в которой предусмотрено достижение заданной цели за конечное число игровых этапов по заранее определенным правилам. Прохождение каждого этапа зависит от выполнения игровых заданий ориентировочно-поискового, предметного или спортивного характера".
Структура образовательной квест-игры для младших школьников включает в себя:
- Вступление (описание сюжета, ролей участников, обзор всей игры, описание плана работы);
- Центральное задание проблемного характера и итоговый результат самостоятельной работы;
- Правила квест-игры;
- Описание возможных маршрутов и заданий;
- Заключение (конечный результат, подведение итогов).
Пример экологической-квест игры:
Квест-игра: "Миссия: Чистый Город"
Тематика: загрязнение воздуха, экономия энергии, альтернативные виды транспорта.
Легенда: над нашим городом появился Смог – вредное облако, которое мешает Солнцу и загрязняет воздух. Отряд "Чистого Города" должен выполнить миссию по сбору "солнечных лучей" (ключей), чтобы прогнать Смог и вернуть городу чистый воздух.
Станция 1: "Энергетический Патруль".
Задание: показаны картинки с разными действиями (горит свет в пустой комнате, работает телевизор, компьютер). Дети должны сказать, что нужно сделать, чтобы сэкономить энергию, и почему это важно.
Материалы: картинки с ситуациями.
Станция 2: "Эко-Транспорт".
Задание: разложить картинки транспортных средств по категориям: "Загрязняет воздух" (машина, автобус) и "Не загрязняет воздух" (велосипед, пешеход, ролики). Обсудить, каким транспортом лучше пользоваться.
Материалы: картинки разных видов транспорта.
Станция 3: "Воздушные Детективы".
Задание: отгадать загадки о том, что помогает делать воздух чистым (например, "Дышит, но не человек, растет, но не растение, очищает, но не фильтр" – лес). Обсудить, как каждый может помочь очищать воздух (сажать деревья, не мусорить).
Материалы: карточки с загадками.
Станция 4: "Зеленый След".
Задание: каждый ребенок рисует на большом листе бумаги "зеленый след" (ладошку) и пишет внутри или рядом одно доброе дело для города/природы, которое он обещает сделать.
Материалы: большие листы бумаги, маркеры.
Цель игры: собрать 4 "солнечных луча" (жетона), которые помогут "рассеять" облако Смога (например, сорвать с нарисованного Смога темные листы бумаги, под которыми скрывается яркое Солнце).
Материалы: жетоны - "лучи", рисунок Смога и Солнца, карточки с заданиями.
В экологическом образовании младших школьников в учебной и внеурочной деятельности применение квест-игр позволяет в игровой форме познакомить школьников с объектами живой и неживой природы, проблемами загрязнения окружающей среды, правилами сохранения биоразнообразия растительного и животного мира, правилами поведения в живой природе. Это инновационная форма организации образовательной деятельности младших школьников, так как она способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Младшие школьники, играя, узнают об особенностях животных: их повадках, местах обитания, характерных признаках и другое.
Таким образом, в процессе экологического образования младших школьников могут использоваться различные методы и приемы. Образовательная квест-игра - это сюжетная (сюжетно-ролевая) игра, в которой предусмотрено достижение заданной цели за конечное число игровых этапов по заранее определенным правилам. Прохождение каждого этапа зависит от выполнения игровых заданий ориентировочно-поискового, предметного или спортивного характера. Квест - игра может служить средством развития познавательной активности младших школьников, так как в процессе ее организации создаются все необходимые для этого условия.

