Ахримова Елена Васильевна, учитель-логопед, МБОУ "СОШ № 55", Челябинск, Челябинская область
Взаимодействие с семьёй ребёнка, страдающего нарушениями речи, представляет собой одну из самых сложных задач, с которыми сталкивается школьный логопед. Важно найти такую форму общения с семьёй, которая позволит достичь взаимопонимания и взаимопомощи в решении сложных задач обучения, коррекции и воспитания.
Часто родители не уделяют должного внимания борьбе с речевыми нарушениями у своих детей. Однако помощь родителей в коррекционной работе не только обязательна, но и крайне ценна. Во-первых, родительское мнение является наиболее авторитетным для ребёнка. Во-вторых, родители имеют возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного общения. Поэтому так важно проводить с родителями просветительскую работу, которая может варьироваться в зависимости от конкретных проблем.
Все актуальные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями рассмотрим подробнее.
Родительские собрания. Проводятся в течение года, тематика планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста детей. На собрании логопед формирует адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения. Он подчёркивает, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребёнка не происходили на коррекционных занятиях, они приобретут значение для ребёнка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.
Консультации. В течение всего учебного года проводятся индивидуальные консультации и беседы: плановые (по расписанию работы) и внеплановые (по мере необходимости). Создание единого пространства речевого развития ребёнка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений.
Открытые занятия. Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, наблюдая за тем, как дети занимаются, и получают рекомендации по закреплению изученного материала дома.
Анкетирование. Одно из первых проводится на родительском собрании в сентябре. Оно позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей, организовывать работу логопеда более эффективно и заполнять речевые карты.
Мастер-классы. На таких мероприятиях родители получают новую и полезную информацию. Им демонстрируют различные пособия для обучения грамоте и автоматизации звуков, а также предоставляют возможность попрактиковаться в выполнении заданий под руководством логопеда. Такие мастер-классы оставляют у родителей положительные эмоции, сближая их с педагогами и позволяя лучше понять специфику работы.
Логопедические тетради. Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе "логопед-ребёнок-родитель". Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход.
Специальные "логопедические уголки", информационные стенды. Логопед учитывает степень актуальности и значимости того или иного вопроса для родителей. Часто информация носит опережающий характер, учитывая опыт работы с родителями предыдущих лет обучения. Это позволяет родителям глубже вникнуть в суть логопедической работы и познакомиться с содержанием занятий в школе.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе является одним из приоритетных направлений модернизации образования. Для осуществления этого взаимодействия были изменены условия работы с родителями: технически оборудован рабочий кабинет логопеда (интернет, создана группа для общения); подготовлены родители (включены в группу).
Страничка учителя-логопеда на сайте образовательной организации. Содержание логопедической странички сайта для родителей может включать: информацию о развитии речи детей в онтогенезе, о причинах нарушения речи и последствиях несвоевременной коррекции, а также список популярной логопедической литературы, игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков, приложения в виде иллюстрационного материала, ссылки на сайты с логопедическими играми и многое другое. При помощи сайта родители имеют возможность получать информацию о школьных мероприятиях, проводимых учителем-логопедом, ответы на интересующие вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалиста. Личный сайт учителя-логопеда. Использование сайта в работе логопеда МБОУ помогает создать среду сетевого общения с коллегами, родителями и читателями. Каждый родитель может воспользоваться разработанными материалами сайта, задать вопрос логопеду и получить ответ. Сайт становится новым эффективным информационным пространством для организации дистанционной поддержки родителей.
Группы в социальных сетях. Если родителям неудобно обсуждать свои проблемы и задавать интересующие вопросы на сайте логопеда, они могут делать это в специально созданной группе в социальных сетях. Пользователи находятся в социальных сетях, когда у них есть свободное время, поэтому они открыты к новым предложениям, что делает процесс коммуникации более эффективным. Также данный вид общения позволяет совершать конференц-звонки и видеозвонки, обеспечивая непосредственное общение с визуальным контролем.
Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка.