Лугинина Любовь Николаевна, социальный педагог, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область
"Проблемные", "трудные", "непослушные" и "невозможные" дети, так же,как дети "с комплексами", "забитые" или "несчастные" - всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. Ю.Б.Гиппенрейтер
Я работаю два года в должности социального педагога в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Свердловской области "Новоуральская школа № 2, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы для детей с задержкой психического развития".
100% обучающихся ГБОУ СО "Новоуральская школа №2" имеют ограниченные возможности здоровья, 87,4% наблюдаются врачами специалистами с хронической патологией и имеют III группу здоровья, 6,7% обучающихся имеют IV и V группы здоровья.
Но самое главное, на мой взгляд, педагога со стажем работы более 40 лет, что у обучающихся с ОВЗ нарушена социализация: из-за неумения чувствовать свои и чужие границы, сдерживать эмоции. Как показывает практика, что качество дальнейшей жизни ребенка с ОВЗ зависит не от уровня полученных знаний, а от того, насколько он адаптирован и компетентен, насколько он умеет управлять жизненными обстоятельствами.
На решение этих вопросов направлены цели современного образования (воспитание и обучение), независимо, в какой школе и по какой программе получают образование дети:
- формирование личностных качеств, имеющих приоритетное значение для развития способности к самостоятельному решению проблем и обеспечения, тем самым возможности для самореализации личности;
- развитие умения ориентироваться в окружающем мире;
- развитие способности решать конкретные проблемы в различных сферах деятельности.
В условиях современного информационного общества практически любой педагог может легко отыскать массу пособий по организации воспитательного процесса в школе, в которых приводятся пошаговые разработки воспитательных занятий, игр, внеклассных дел. Однако профессиональному педагогу, работающему с детьми с ОВЗ необходимо глубокое осознание научных основ своей деятельности в совместной работе с семьей.
Большинство родителей нашей школы, которые обращаются за психологической помощью по поводу воспитания, считают, что его ребенок "вполне нормальный, попал в эту школу случайно, я такой же был и ничего, сами страдали от конфликтов с собственными родителями" и др. Поэтому педагогам надо помнить, что стиль родительского взаимодействия непроизвольно "записывается" (запечатлевается) в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит его как естественный. Таким образом, из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
"Со мной никто не возился, и ничего, вырос", - говорит папа, не замечая, что вырос-то он как раз человеком, который не считает нужным и не умеет заниматься с сыном, наладить с ним теплые дружеские отношения.
Другая часть родителей, более или менее, осознает, в чем именно заключается правильное воспитание, но на практике испытывает трудности. Бывает, что теоретическая разъяснительная работа, проводимая психологами и педагогами из лучших побуждений, приносит родителям вред: они узнают, что делают "все не так", пытаются вести себя по-новому, быстро "срываются", теряют уверенность в своих силах, винят и клеймят себя, а то и выливают раздражение на детей.
Основная проблема сегодняшних родителей в том, что они используют "традиционные" формы воспитания: "родитель всегда прав" или "я ничего не могу с ним сделать, он ничего не хочет…". А в лучшем случае, купить ребенку гаджет, "из которого ребенок не вылезает сутками…"
Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показала, что даже очень трудные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается восстановить благоприятный стиль общения в семье.
Основные черты этого стиля определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. Один из основателей гуманистической психологии — известный американский психолог Карл Роджерс — назвал его "личностно центрированным", то есть, ставящим в центр внимания личность того человека, с которым ты сейчас общаешься. Т.Гордон в 1962 году разработал программу для родителей "Тренинг эффективного родителя"
По наблюдениям автора "…Эта программа убедила нас, что родители и их дети могут развивать теплые, интимные отношения, основанные на взаимной любви и уважении. Она также показала, что "пропасть между поколениями” может в семьях и не существовать".
"Беспроигрышный" метод разрешений конфликтов является альтернативой силовым методам - это метод, где никто не проигрывает.
В этом методе обе стороны выигрывают, потому что это разрешение конфликта через взаимное согласие по поводу конечного решения. Метод вызывает более высокий уровень мотивации со стороны ребенка к выполнению решения, т.к. он использует принцип участия: человек более мотивирован к исполнению решения, в выработке которого он принимал участие, чем к выполнению решения, навязанного извне. Метод не дает гарантии, что дети всегда будут выполнять решения, полученные в результате взаимного согласия, но вероятность выполнения сильно возрастает. У них возникает чувство, что это решение - это их решение тоже. Они взяли на себя обязательство по решению и чувствуют ответственность за его выполнение.
Практическое использование такой технологии сводится к обеспечению жизнеспособности и жизнестойкости, раскрытию личностного адаптационного потенциала в доступной, психологически безопасной жизненной и образовательной среде.
Данную технологию мы использовали в работе с родителями "Школа родительской любви".
Палочкой-выручалочкой в дальнейшей работе с педагогами и родителями стали труды Ю.Б. Гиппенрейтер, автора, завоевавшей большую популярность книги для родителей и педагогов "Общаться с ребёнком. Как? (1994 год). Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, - и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, - научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.
Технологически автор сохраняет общую схему программы Т.Гордона, но вместе с тем дополняет идеями и практическими приложениями, разработанными другими авторами в зарубежной и отечественной психологии (из отечественных ученых - прежде всего Л.С.Выготским, А.Н. Леонтьевым, П.Я.Гальпериным.
В аннотации к книге Юлия Борисовна пишет: "Некоторые теоретические взгляды я старалась излагать так, чтобы они были созвучны русской культуре, соответствовали уровню и характеру знаний наших родителей и учителей, соотносились с их установками, нормами и ценностями. Почти все примеры, помещенные в этой книге, взяты из российской действительности, хотя подчас они удивительным образом повторяют эпизоды, которые находишь в американских книжках по этой тематике… Мне хотелось сделать эту книгу полезным практическим руководством как для участников тренингов, так и для тех, кто хочет или вынужден осваивать искусство общения самостоятельно".
Работу с родителями я обычно начинаю словами Ю.Б. Гиппенрейтер: "Обнимайте ребенка несколько раз в день, 4 объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее 8 объятий в день! И, между прочим, не только ребенку, но и взрослому", а по окончанию рассказываю притчу:
"Эта история произошла давным-давно в одном старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределы родного города. Но был в городе человек, который завидовал славе мудреца.
И вот однажды завистник решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Пошёл он на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: "Спрошу-ка я у мудреца, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Если он скажет "живая", я сомкну ладони, и бабочка умрёт. А если скажет "мёртвая", я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас мудрее!"
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и прилюдно задал мудрецу вопрос: "Скажи, о мудрейший! Какая у меня бабочка в руках: живая или мёртвая?" И тогда великий мудрец, который был очень умным и дальновидным человеком, ответил: "Всё в твоих руках..."
Литература
- Гиппенрейтер, Ю.Б.Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б.Гиппенрейтер.— М.: АСТ, 2016.
- Гордон Т. Тренинг эффективного родителя. Возрастная психология