Качурина Ольга Ивановна, педагог-психолог, МАОУ "Лицей № 58", Новоуральск, Свердловская область
Ранее я уже обращалась к теме здоровьесбережения, но поскольку проблем в этой сфере стало еще больше, появилась необходимость посмотреть, есть ли изменения в восприятии детей на ответы анкет по истечении времени.
Появились новые угрозы для здоровья детей.
В первую очередь это Интернет, который затрагивает и психику, и двигательную активность, и эмоциональную сферу, здоровье. Сам по себе Интернет - не плохой и не хороший. Придуман на благо, быстро стал частью нашего мира. Но неожиданно (как и любой наркотик), втянул в себя половину мирового населения — особенно детей. Хорошая новость: в ДНК не встраивается, лечить можно. Плохая новость: волшебной пилюли нет, придется поработать.
Я провела новые опросы детей о жизненных приоритетах. Эти данные я приведу в таблицах. Но основные моменты этой статьи все-таки давайте вспомним.
Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальная для всех времен и народов, а в наш век становится первостепенной.
Все без исключения люди понимают, как делать зарядку важно заниматься физкультурой и спортом, как здорово закаливать свой организм, больше двигаться, но как трудно бывает пересилить себя, заставить встать пораньше, сделать несколько упражнений. Мы откладываем занятия спортом на «потом», обещая себе, что рано или поздно начнем, но иногда становится поздно начинать.
Как и в воспитании нравственности и патриотизма, так и воспитании уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства.
Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка культуру физических занятий, демонстрируя это на своем собственном примере.
Если школьный учитель, преподающий любой предмет, понимает значение сохранения здоровья своих учеников, он никогда не позволит себе игнорировать возможность организации на своем уроке оздоровительной гимнастики – минутки отдыха для души и тела.
По мнению специалистов – медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские год. Воспитывая ребенка в семье и школе, мы часто употребляем слово «привычка».
К вредным привычкам учащихся мы относим безответственность, отсутствие умений плодотворно трудиться, неорганизованность и многое другое.
Но мы, взрослые, не задумываемся над тем, что в основе вышеперечисленных проблем лежит отсутствие привычки у ребенка к тому, чтобы быть здоровым духовно и физически.
Эта привычка не прививается должным образом не в семье, не в школе, и поэтому у будущего взрослого не формируется положительный образ здорового человека.
Очень часто родители в семье говорят ребенку: «Будешь плохо кушать - заболеешь! Не будешь тепло одеваться - простудишься!» и т.д. НО, практически очень мало в семьях говорят родители детям: «Не будешь делать зарядку - не станешь Сильным! Не будешь заниматься спортом - трудно будет достигать успехов в учении!»
Видимо, поэтому наши учащиеся среди исследуемых жизненных приоритетов ставят на первое место многое, но только не здоровье. В результате исследования, здоровье как жизненная ценность ставиться лишь на девятое место. Научно – технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд. А ребенок и подавно. Сейчас все завязано на применении компьютера.
За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы снизился с 94% до 1%. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия.
По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не дает.
Многие учебные заведения все свои усилия направляют на то, чтобы изменить содержание учебного процесса, максимально его интенсифицировать, при этом обрекая своих учащихся на многочасовую подготовку к урокам, олимпиадам, конкурсам. В школах чествуют победителей предметных олимпиад и интеллектуальных марафонов, но далеко не все школы могут гордиться тем, что они такое же внимание уделяют демонстрации достижений учащихся в спорте, в победе над самим собой и своими недугами. На мой взгляд, гораздо больше необходимо уделять внимания знакомству учащихся с историей развития спорта в целом и олимпийского движения в мире и своей стране, показывать эволюцию спорта во всем мире.
Особенность школьного обучения состоит в том, что ребенок обязательно должен достигнуть определенного результата. Ожидания педагогов, родителей и самого ребенка приводит к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, школьным стрессам. Это приводит к тому, что у ребенка пропадает всякое желание учиться и просто активно, интересно жить. Он уходит в себя, бежит от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности, становится зачастую злым и агрессивным. Родители начинают бить тревогу и искать пути выхода из кризисной ситуации, совсем не думая о том, что выход находится рядом, стоит только внимательнее посмотреть на своего ребенка, поговорить с ним и предложить ему решать назревшую проблему совместно.
Одной из проблем, которую девочки – подростки относят к подростковым трудностям, является проблема собственной фигуры.
Вот ответы девочек на вопрос: «Какая твоя проблема является для тебя жизненно важной?» (в опросе приняли участие 5-8 класс)
2011 год |
2024год |
Меня волнует моя фигура – 40%
|
Меня волнует моя фигура – 35%
|
Меня волнует мой внешний вид – 15%
|
Меня волнует мой внешний вид – 18%
|
Меня волнует проблема взаимоотношений между людьми – 20%
|
Меня волнует проблема взаимоотношений между людьми – 17%
|
Меня волнует моя учеба – 10%
|
Меня волнует моя учеба – 9% |
Меня волнуют проблемы в семье – 8%
|
Меня волнуют проблемы в семье – 10%
|
Меня ничего не волнует – 7%
|
Меня ничего не волнует – 11%
|
Ответы учащихся весьма интересные. Фигурой и внешним видом дети не довольны, но физическая активность не является для них решением этой проблемы. Проблема взаимоотношений между людьми тоже существует: отмечают то, что в очной беседе со сверстниками чувствуют себя менее уверенно. Зато в Интернете могут позволить себе многое: дети говорили о том, что большая часть негативного общения происходит именно в Интернете, где они могут ответить так, как им хочется и отключиться в любой момент, если им что-то не понравится. Они могут не стесняться в выражениях. Дети отмечают, что есть проблемы в семье так как родители работают за пределами города и видят их мало.
А как относятся к проблемам внешнего вида, фигуры своего ребенка родители? Какие действия по решению данной проблемы они предпринимают, и предпринимают ли какие-нибудь действия вообще? На этот вопрос дети ответили следующее:
2011год |
2024год |
Понимают меня и предлагают записаться в спортивную секцию – 10%
|
Понимают меня и предлагают записаться в спортивную секцию – 30%
|
Не знают, что я по этому поводу переживаю – 20%
|
Не знают, что я по этому поводу переживаю – 40%
|
Смеются надо мной – 20%
|
Смеются надо мной – 15%
|
Волнуются и предлагают преодолеть проблему вместе -5%
|
Волнуются и предлагают преодолеть проблему вместе -15%
|
Ну здесь тоже не все хорошо, хотя есть некоторая динамика в этих вопросах. Родители продолжают отмахиваться от детских проблем, считая их несерьезными, отсутствуя дома по 12-14 часов, и объясняя, что в жизни есть более важные дела. А сами дети не торопятся делиться с родителями своими проблемами.
Для того чтобы ребенка заинтересовать хоть чем – нибудь, в квартире появляется компьютер, за которым ребенок проводит еще дополнительно 3 – 4 часа, упиваясь играми. А вот шестиклассники уверены, что могут зарабатывать в Интернете, и в продолжении учебы нет смысла.
Малоподвижный образ жизни становится нормой существования взрослых и детей. В достаточной мере этому помогает и телевидение, и телефоны.
Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ребенок, который ведет такой образ жизни, имеет не только проблемы со здоровьем, но и у него появляются стойкие трудности в учении. В первую очередь, это проблема концентрации внимания, памяти, запоминания учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски. У таких детей появляются проблемы личностного плана. Отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, апатия, сменяющаяся агрессивностью, закрытость – это немногие симптомы, которые связаны с малоактивным образом жизни.
Как помочь школьнику, как сделать так, чтобы он начал жить активной, интересной и полноценной жизнью? Многое для изменения описанной выше ситуации может сделать собственная семья, в которой растет ребенок. Ребенок младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем правилам и законам, которые культивируются в семье.
Помимо семьи, развитию двигательной активности ребенка серьезное внимание должна уделять школа. Сейчас в школе довольно разнообразный контингент: у детей разные группы здоровья, инвалиды и дети с ОВЗ. Помимо уроков физкультуры хочется остановиться на физминутках. Это и сегодня достаточно актуально. Здоровьесберегающие минутки – это обязательный компонент школьного урока. В большинстве же случаев наличие на обычном уроке здоровьесберегающей минутки свидетельствует о том, что на уроке присутствует кто–то посторонний, призванный контролировать учебный процесс. Многие педагоги, особенно на среднем и старшем этапе обучения учащихся, считают, что физкультурные минутки на уроке отнимают массу времени урока, расхолаживают учащихся, не способствуют оптимизации учебного процесса. Мы задали детям вопрос: «Физкультминутки на уроках мешают или помогают?»
Ответы были такие:
2011год |
2024год |
Помогают преодолеть сонливость и однообразность урока -35%
|
Помогают преодолеть сонливость и однообразность урока -20%
|
Повышают работоспособность -30%
|
Повышают работоспособность -20%
|
Создают хорошее настроение -20%
|
Создают хорошее настроение -26%
|
Способствуют общению -6%
|
Способствуют общению -20%
|
Ограничивают время урока – 4%
|
Ограничивают время урока – 14%
|
Сегодня дети воспринимают физминутки как развлечение, направленное на общение друг с другом, и их проведение сокращает урок, это детям нравится. Дети должны понимать значение физкультминуток и сознательно выполнять включенные в них упражнения. Ведь главная цель двигательной переменки – дать возможность каждому ребенку побыть в движении, почувствовать свое тело. Поэтому педагогу надо разъяснять значение упражнений и порядок проведения физкультминуток.
Хотелось бы спросить детей после проведения регулярных двигательных минуток: «Какие изменения в твоей учебной деятельности произошли после регулярного проведения учителями оздоровительных минуток?» Но пока опять поставим многоточие.
Литература
- Азаров Ю. П.Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. М. 1993.
- Дадонов Б. И. Гармоническое развитие и типическое своеобразие личности. М.1981.
- Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья.М. 2004.
- Парыгин Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. Л.1984.
- Исаева С.А. Физкультурные минутки в начальной школе. Москва: изд. «Айрис-пресс», 2003.