Индивидуально-дифференцированный подход к детям с ОВЗ на логопедических занятиях логопедии, как средство коррекции речи

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Ватолина Татьяна Александровна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит, Свердловская область

Своевременная и грамотно организованная коррекционно-развивающая работа с детьми школьного возраста на уроках логопедии в специальном коррекционном учреждении приводит к значительной компенсации речевых навыков.

Формы коррекционно-развивающей работы на логопедических занятиях используются групповые и индивидуальные. Обе являются дополнением друг к другу, так как повышают эффективность воздействия на речевое нарушение у ребёнка. Но, в отличие от групповых, индивидуальные занятия по устранению дефекта речи, предоставляют педагогу больше времени на изучение речевого нарушения, выбор более эффективного метода коррекции и закрепление положительного результата у конкретного ребёнка.

Учитываю индивидуальный подход на этапе делению детей по подгруппам с учетом уровня речевого развития. При выборе задач, методов, приемов и содержания коррекционной работы.

Под дифференцированным обучением обычно понимают форму организации учебной деятельности для различных групп учащихся. Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребёнка. То, что обучение, так или иначе, должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка - это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать. Каждый ребенок с ограниченными возможностями в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Работу по индивидуально-дифференцированному подходу к детям с ОВЗ на логопедических занятиях делю на четыре этапа.

этапы

цель

индивидуальные особенности ребенка

I этап

изучение индивидуальных особенностей детей

-физическое здоровье, психологических, личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье

II этап

деление на группы, подгруппы

- уровень усвоения материала на данный момент;

-уровень работоспособности и темп работы;

-особенности восприятия, память, мышления;

-уравновешенность процессов возбуждения и торможения

III этап

 планирование

подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают детям самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания

IV этап

мониторинг

контроль результатов работы каждого ребенка, в соответствии с которыми меняется характер дифференцированных заданий

На каждом занятии особое место отвожу артикуляционной гимнастике.

Значение ее вполне оправдано, так как произношение звуков речи - сложный двигательный навык. Поэтому необходимо, чтобы ребенок мог самостоятельно управлять своим артикуляционным аппаратом и не задумываясь выполнял инструкции педагога: «поднять кончик языка к небу, отодвинь язык в глубь рта, спрячь язык за зубы, положи язычок на нижнюю губу и т. д». Не каждый ребенок справляется с заданием быстро и умело, хотя и такие дети есть. Одному ребенку достаточно словесной инструкции, другому еще и показ взрослого (по подражанию), трети нуждается в механической помощи. На этом этапе очень хорошо прослеживается дифференцированный подход.

Целенаправленно веду работу по развитию мелкой моторики пальцев рук, что ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение. Например в младших классах используются простые речевые игры, а в старших классах провожу игры с разными предметами: счетные палочки, шишки, карандаши, скрепки, конструирование поделок из бумаги, пластилин, что способствует не только развитию моторики, но и формированию фонематического слуха, развитию связной речи, мыслительной деятельности, памяти и внимания учащихся – что является необходимым условием для успешного и разностороннего обучения школьников с ограниченными возможностями в развитии.

На своих занятиях использую словесные методы с целью формирования грамотной, четкой, выразительной речи. Например, играя в игру «Повтори» знаю, какой ребенок может повторить только короткое слово, а какой может повторить не только предложение, но и фразу. Поэтому материал для каждого ребенка подбираю с учетом его возможностей.

С целью активизации внимания использую наглядные методы: рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр видеозаписей, схемы, таблицы, что способствует коррекции речевых навыков. Например: использование презентаций на разных этапах урока, правила правописания букв, при проведении физминуток, гимнастики для глаз и т. д

Чтобы определить сформированность веду мониторинг, который включает в себя следующие показатели:

  • Фонематическое восприятие;
  • Артикуляционная моторика;
  • Звукопроизношение;
  • Звуко-слоговая структура слова;
  • Исследование навыка звукового анализа;
  • Грамматический строй речи;
  • Словарь и навыки словообразования;
  • Понимание логико-грамматических отношений;
  • Связная речь.

Ведение данного мониторинга помогает отслеживать и менять характер дифференцированных заданий с целью повышения эффективности воздействия на речевое нарушение у ребёнка.

Таким образом, можно сделать вывод, что реализация индивидуального и дифференцированного подхода к детям в коррекционной школе, это - учет в содержании и организации коррекционного процесса первичного нарушения в развитии ребенка, вторичных и осложняющих расстройств нервно-психической деятельности, сохранных функций и генетической программы. Обеспечение разноуровневости, разнолинейности содержания и организации коррекционной работы.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить