Комплексное развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Флягина Наталья Сергеевна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Сухоложская школа", Сухой Лог, Свердловская область

Как известно, моторика относится к высшим психическим функциям. У детей с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы: на­рушение произвольной регуляции движений, недостаточная коорди­нированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Т.е мы с вами сталкиваемся на уроках с проблемой, когда детям приходится что-то брать, вставлять, завязывать, складывать, лепить, вырезать, наклеивать, рисовать. И, конечно же, отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладе­ние навыками письма, рисования, ручного труда. С введением федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья меняются и задачи, встающие перед школой: интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться.

Одним из направлений модернизации системы образования является достижение нового качества образования, что возможно при условии сформированной устной и письменной речи.

На своих занятиях я использую пособие (я его называю «Звуковое деревце»), направление для комплексного развития детей. В это понятие входит развитие мелкой моторики, пространственной ориентировки, формирование навыков звукового анализа слова, слоговой структуры слова, соотнесения звука и буквы, и многое другое.

Благодаря пособию дети выполняют звуковой анализ слова, прилепляя звуки на деревце. Тут же можно звуки обозначить буквой. Из предложенных слогов составить слово, соединив слоги шнурком. Из предложенных слов составить предложение. Для формирования многоэтапной деятельности использую волшебный сундучок (очень эффективно в работе с детьми, обучающимися по адаптированной основной общеобразовательной программе для детей с расстройством аутистического спектра). Картинку с изображением предмета прикрепляем на определённую цветовую сторону. Также можно отработать понятие звук, буква, слог, слово, предложение. Через работу с пособием я формирую у детей универсальные учебные действия:

  • регулятивные (включение в деятельность, прикладывание волевых усилий в процессе выполнения заданий, следование инструкции учителя, принятие и следование цели, контролирование и оценивание своих действий);
  • познавательные (умение классифицировать, анализировать, составляли целое из частей, наблюдать и делать выводы, освоение алгоритма выполнения определённого задания, перенос устной работы в письменную, развитие мыслительных операций);
  • коммуникативные (сотрудничать с педагогом и сверстниками, отвечать на вопросы, слушать и понимать речь других, творчески работать в парах, в группе).
  • личностные (проявлять познавательный интерес, самостоятельность в работе с пособием, научатся оценивать свою деятельность, формирование усидчивости)

При формировании личностных учебных универсальных действий благодаря данному пособию я имею возможность создать условия для овладения определёнными навыками для учащихся более осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. Например, привитие ребёнку бережного отношения к природе; сравнение дерева как объекта природы и изготовленного руками человека; использование вещей в соответствии с их функциями, умение накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве (т.е. через использование пособия я формирую основы жизненной компетентности), использование пособия при работе над лексической темой; при автоматизации звуков; отработка словообразования.

Пример: слово Лиса (работа в паре) – согласные звуки и гласные обозначить буквами, работаем в верхней левой стороне дерева. Назовите лису ласково. Разделите слово на слоги, из представленных слогов выберите нужное, прошнуруйте к дереву. Со словом лиса составьте предложение. Прилепите под картинкой (проговариваются нормы написания предложения). Работа над понятийным аппаратом: где звук, буква, слог, слово, предложение.

Данные упражнения развивают у детей не только тонкую моторику, точную координацию, но и формирует зрительно - двигательные и слуховые связи, пространственную ориентировку, что обеспечивает быстрое и правильное развитие не только навыков письма, но и чтения.

В результате моей работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов.

Литература

  1. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! [текст]: пособие по логопедии для детей и родителей / О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005. -208с.
  2. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.
  3. Моурлот, Л.И. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста [Текст]: учебно–методическое пособие / Л.И. Моурлот, Л.А. Ремезова. – Самара: СГПУ, 2007. – 122 с.
  4. Развитие мелкой моторики у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://proigrushku.ru/razvitie-melkoj-motoriki-u-detejТкаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. Изд-во ЭКСМО, М., 2007г. 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить