Друкис Светлана Владимировна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Каменск–Уральская школа", Каменск-Уральский, Свердловской область
При работе с детьми РАС нельзя говорить только лишь о коррекционном воздействии, как все привыкли понимать работу логопеда. Коррекция - значит исправление; но невозможно исправлять звукопроизношение или начинать работу по улучшению лексико – грамматических навыков, если нарушены именно коммуникативные особенности речи ребенка.
Глубина аутистических расстройств не позволяет учителю-логопеду сразу приступить к развитию произносительной стороны речи.
Коррекционный процесс с ребенком с аутизмом начинается с установления контакта тактильного и вербального. Аутичный ребенок вначале никак не реагирует на инструкции, задания логопеда, предложенные игры.
Нужно сделать все, чтобы у ребенка формировался интерес – это один из важных показателей эффективности логопедической работы.
Основные задачи логопедической работы при аутизме :
- установление эмоционального контакта с ребенком;
- выяснение уровня контактности ребенка с незнакомым человеком ;
- первичное обследование речи;
- обучение понимания речи;
- обучение экспрессивной речи.
Логопед осуществляет первый шаг первичной диагностики – наблюдение за ребенком. Этот метод дает возможность составить первичные представления про объект наблюдения или проверять исходные положения, связанные с ним. Поэтому методу наблюдения отводится определяющая роль в поиске критериев дифференциальной диагностики.
Исследуя сферу общения, необходимо обратить внимание на визуальный контакт, комплекса оживления, узнавание близких, формирование привязанности к близким людям, реакцию на нового человека, контакт с детьми.
Направления логопедической коррекции при аутизме.
- Обследование понимания речи (импрессивиая речь).
Понимание ребенком речи обследуется в спонтанной ситуации. Изучаю, понимает ли ребенок высказывания, которые содержат значимые для него слова. Что имеется в виду? Путем наблюдения или в беседе с родителями выясняют, что ребенок любит, что является для него особенно значимым.
Затем проверяю, выполняет ли ребенок словесные инструкции: а) в контексте происходящего (прощу ребенка сделать что-либо в русле того, чем он занят); б) вне контекста происходящего (ребенку дают инструкции, не связанные с тем, чем он занят).
Если поведение ребенка изменится видимым образом — например, он повернет голову в сторону говорящего или подойдет к нему, можно предположить, что он хотя бы частично понял высказывание.
Во время наблюдения за спонтанным поведением ребенка фиксирую различные вокализации и звуки внегортанного происхождения. Обращаю внимание на наличие спонтанного подражания различным звукам, словам; выражение требований или отказа; фиксирую эхолалии; отмечаю собственные спонтанные высказывания ребенка. - Развитие понимания речи (эмоционально-смысловой комментарий, сюжетное рисование).
Необходимыми предпосылками начала обучения являются частичная сформированность «учебного поведения», выполнение простых инструкций (в том числе, «Дай», «Нет» и «Покажи»). Эти инструкции понадобятся для обучения пониманию названий предметов. - Развитие возможности активно пользоваться речью (растормаживание внешней речи).
При аутизме в большей степени, чем при любых других нарушениях, заметна разница между тем, что понимает ребенок, и тем, что он может произнести. Но причина здесь совершенно особая: это отсутствие или снижение речевой инициативы, которую мы должны восстановить и развить. - Растормаживание речи у обучающихся идет одновременно в разных направлениях:
- Провоцирование непроизвольного подражания действию, мимике, интонации взрослого.
- Такое непроизвольное подражание может стать предпосылкой подражания произвольного – звукового, а затем и словесного.
- Провоцирование ребенка на эхолалии и непроизвольные словесные реакции.
Важно добиться того, чтобы обучающийся как можно чаще смотрел на наше лицо, на рот именно в тот момент, когда мы что-то произносим. Эта работа занимает очень много времени. - Формирование навыков экспрессивной (активной) речи
- Данный этап начинают с обучения навыку подражания звукам и артикуляционным движениям.
- Выбирать звуки и артикуляционные движения следует индивидуально, предпочтительно использовать те из них, которые встречаются в спонтанном поведении ребенка.
Примеры артикуляционных движений: открыть рот, показать язык, почистить зубки, надуть щеки, подуть и т. п.
Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра длительна во времени.