Савинова Татьяна Александровна, учитель-дефектолог, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область
Одним из важных направлений педагогического сопровождения является оказание консультативно-просветительской помощи родителям (законным представителям) в вопросах коррекции различных недостатков у детей.
Многие родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, не осознают определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вторичных дефектов в его развитии с неблагополучными отношениями в семье, с неоптимальным стилем родительского воспитания и, как следствие, либо уповают на чудо («ребенок подрастет, и проблемы исчезнут»), либо, расписавшись в собственной беспомощности, надеются только на специалистов, на то, что детский сад или школа справятся со всеми проблемами в развитии ребенка самостоятельно.
Нередко родители сами отстраняются от возникающих трудностей, так как не владеют необходимыми знаниями и умениями и достаточным количеством свободного времени для занятий с детьми дома. Отсюда возникает проблема: родителям необходимо дать определенный уровень знаний, умений по вопросам правильного развития детей.
Следовательно, необходимо проводить консультативно-просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции нарушений.
Самые волнующие темы со стороны родителей: недостаточная готовность ребенка к школе, помощь в формировании письма и чтения, отставание в развитии, нарушение поведения и др. С этой целью был систематизирован тематический материал и разработаны практические советы для родителей: «Советует учитель-дефектолог», «Учимся говорить правильно», подборка консультаций для будущих первоклассников.
Разработаны памятки для родителей: «Для чего нужны занятия с дефектологом?», «Пальчиковая гимнастика». Составлены сборники «Приёмы обучения чтению», «Беседы с родителями», «Развитие моторики», «200 упражнений для развития письменной речи», упражнения для артикуляционной гимнастики.
Таким образом, работа способствовала созданию условий для преодоления информационно-коммуникативной изоляции семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии. Результатами работы клуба явилось оказание помощи родителям в определении специфических психологических и образовательных потребностей ребенка.
Интересны и полезны явились и такие фронтальные формы работы, как групповые консультации – практикумы, семинары-практикумы, круглые столы с включением нескольких специалистов комиссии, а также педагогов образовательных учреждений. Семинары-практикумы проводятся с целью практического обучения методам и приемам проведения специальных упражнений для наиболее успешного преодоления нарушений (как упражнять артикуляционный аппарат, готовить руку ребёнка к письму и различные виды продуктивной деятельности). Следует отметить, что общение только в устной форме требует много времени, часто и сами родители не торопятся на беседу со специалистом, а после консультации не могут удержать полученную информацию. Поэтому разрабатывались памятки или рекомендации для родителей, которые не только разнообразят общение с родителями, но и помогут им осмыслить полученные рекомендации и четко следовать инструкции, не отклоняясь от заданного алгоритма.
Для специалистов и педагогов мною составлены методические и дидактические материалы: коррекционно-развивающие занятия для обучающихся начальной школы с отклонениями в развитии, «Коррекционные занятия по грамматике для обучающихся начальной школы с отклонениями в развитии», дидактический материал для педагогов по здоровьесберегающим технологиям, методические рекомендации для педагогов и родителей, сборник «Психолого-педагогическое обследование детей раннего и дошкольного возраста» по материалам Е.А. Стребелевой. Также выпущены информационные буклеты для педагогов, памятки для родителей по правильному развитию детей раннего и дошкольного возраста.
Применяемые мною формы консультативной и информационно-просветительской работы с родителями способствовали: созданию условий для преодоления информационно-коммуникативной изоляции семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии; формированию у родителей «воспитательной компетентности» через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений; оказанию помощи родителям в определении специфических психологических и образовательных потребностей ребенка; повышению эффективности сотрудничества с родителями; привлечению родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребёнком в качестве активных участников коррекционного процесса.
Таким образом, применяемые формы консультативно-просветительской работы побуждают к обмену мнениями, способствуют установлению взаимопонимания, дают полезные сведения и вооружают практическими рекомендациями, формируют «педагогическую компетентность» через расширение круга их педагогических и дефектологических знаний и представлений; способствуют привлечению педагогов и родителей к конкретным коррекционным мероприятиям с их ребёнком в качестве активных участников коррекционного процесса.