Проектная деятельность в работе с детьми с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Седова Наталия Рифкатовна, педагог-психолог, ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 2", Екатеринбург 

Представляем опыт работы педагога-психолога проектной деятельности с детьми с ОВЗ.

Ребенок с ОВЗ – ребенок с ограниченными возможностями здоровья. Данная категория детей нуждается в создании специальных условий, в индивидуальном и дифференцированном подходе. Важно выявить и развивать способности ребенка, чтобы он не чувствовал себя ненужным и ущербным.

Проектная деятельность осуществлялась с обучающимися 8-9 классов с интеллектуальными нарушениями; дети имеют статус ребенок – инвалид, нарушения речи.

Обучающимся данной категории трудно найти свое место в жизни. Для выпускников коррекционных классов актуальной проблемой является реализация своих способностей и возможностей. Одним из способов разрешения данной проблемы может выступать участие в совместной исследовательской деятельности в формате проекта.

Проектная деятельность также способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала обучающихся; формированию навыков самостоятельной деятельности, работы в команде; повышению самооценки, через создание ситуации успеха.

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в качестве основной деятельности рекомендуется ручной труд (столяр, плотник, плиточник, портной, садовник, швея); деятельность, которая не связана с умственной нагрузкой, работа по показу, по образцу.

Двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно воздействуют на кору головного мозга. Мелкая моторика – не единственный метод, стимулирующий речевое и когнитивное развитие ребенка, но его вклад без сомнения является очень весомым. Поэтому обучающимся с интеллектуальными и речевыми нарушениями было предложено конструирование макета дома.

Ребята отсмотрели различные видеоролики о строительстве домов; узнали о древних жилищах, о материалах, используемых в строительстве; о профессиях людей, участвующих на всех этапах проектирования и возведения зданий; рассмотрели этапы строительства; выбрали примерную картинку желаемого домика. Ребятам понравился домик в стиле Прованс.

Совместно с руководителем, был разработан план действий:

  • определение цели и задач проекта;
  • создание чертежа, с указанием необходимых размеров;
  • закупка необходимых материалов (картонная коробка, щепа, сухоцветы, губки для посуды, глина для лепки, гуашь, разные виды клея, песок, камешки и многое другое);
  • работа над созданием презентации и защитного слова (выбор эпиграфа, подбор иллюстраций, написание текста) (см. Приложение 1).

Работа по созданию «Дома мечты» велась полгода. Были падения и взлеты. Имея нарушения познавательных процессов, недоразвитие высших психических функций обучающиеся с интеллектуальными нарушениями не могут представить конечный результат, тем самым трудно поддерживать мотивацию на продолжение деятельности.

Во время работы применялись здоровьесберегающие, коррекционно- развивающие, познавательно-исследовательские технологии. Инновационным и экспериментальным в данной работе является решение применить на защите проекта бегущую строку с текстом, произносимым детьми. Все гости мероприятия и члены жюри отметили, что такой формат облегчил понимание устной информации и способствовал снижению уровня стресса обучающихся во время выступления.

Участники проекта являются родными братом и сестрой, имеют одинаковые нарушения развития.

Надо отметить, что без участия родителей обучающихся, проект мог бы не состояться. Поддержка и любовь родителей это бесценный вклад в будущее детей. Только согласованные действия всех участников образовательных отношений (в данном случае, психолога и родителей) гарантируют положительные результаты учебно-воспитательного процесса.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение.pdf)Приложение.pdf1355 Кб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить