Шульга Дарья Станиславовна, педагог-психолог, ГБОУ СО "Алапаевская школа", Алапаевск, Свердловская область
Эмоциональный интеллект обучающихся с интеллектуальными нарушениями - это сумма навыков и способностей распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Уровень эмоционального интеллекта у детей с интеллектуальной недостаточностью находится в прямой зависимости от недоразвития интеллектуальной сферы, структуры дефекта, социальных условий.
Эмоциональный интеллект у обучающихся с интеллектуальными нарушениями характеризуется незрелостью и недоразвитием. Эмоции обучающихся поверхностны, подвержены быстрым и часто резким изменениям. Обучающимся трудно выразить свои эмоциональные переживания словами, они не всегда точно осознают свои эмоциональные состояния и не всегда правильно понимают переживания других людей. У многих школьников наблюдается склонность к эйфории, что внешне создает впечатление их жизнерадостности. Привязанности и эмоциональные переживания менее глубоки и дифференцированы. У многих обучающихся преобладает негативный эмоциональный фон, характерна склонность к робости или страхам. Одна из ключевых составляющих эмоционального интеллекта – это осознание и понимание собственных эмоций.
Развитие эмоционального интеллекта имеет важную роль, поскольку знание эмоций позволяет описывать свои эмоции, учит правильно выражать их, а также позволяет понимать обучающемуся с интеллектуальными нарушениями эмоциональные состояния других людей, дифференцировать их. Развивая эмоциональный интеллект обучающихся с умственной отсталостью, мы можем сформировать и развивать их основные жизненные компетенции.
Для развития эмоционального интеллекта обучающихся с интеллектуальными нарушениями используются различные методы, которые направлены на знакомство детей с основными эмоциями, закрепление умения узнавать и выражать эмоции, развитие их саморегуляции, знакомство с основными способами управления негативными эмоциями.
Наиболее эффективным методом в развитии эмоционального интеллекта являются методы арт-терапии. Арт-терапия позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне, развивать и изменять сознательные и бессознательные стороны психики посредством разных форм и видов искусства. Основная техника арт-терапевтического воздействия – техника активного воображения, открывающая обучающемуся неограниченные возможности для самовыражения, самореализации, познания своего «Я» через продукты творчества. К основным видам арт-терапии, которые применяются в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта, относятся: изо-терапия, сказкотерапия, песочная терапия.
Метод сказкотерапии, способствует укреплению веры в собственные силы, является интересным, эмоционально значимым и эстетически привлекательным. При прослушивании терапевтической сказки обучающийся переживает эмоции героев, может отображать на своём лице эмоции и чувства, которые испытывает в этот момент герой. Развитие эмоционального интеллекта происходит по следующим направлениям: обучающийся испытывает потребность в выражении эмоционального состояния через действия, активизацию речи, проявление положительных эмоций. Под руководством педагога-психолога словесно фантазирует, составляет сюжетные картины, понимает эмоций других людей, в момент обсуждения сказки способен выражать свои собственные эмоции и чувства. Переживание эмоциональных состояний сказочных героев в проблемных ситуациях, оценка собственных и чужих поступков приводит к хорошему терапевтическому эффекту в развитии эмоционального интеллекта.
Метод изо-терапии предоставляет участникам высокую степень свободы и самостоятельности. Рисование – это не только отражение в сознании обучающихся окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация. Рисуя, обучающийся дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. В процессе работы над рисунком обучающиеся анализируют собственные чувства и эмоции, учатся отражать их на бумаге, способны эффективно их анализировать.
Любимым методом в развитии эмоционального интеллекта у обучающихся с интеллектуальными нарушениями является метод песочной терапии. Игра с песком – это форма деятельности, которая естественным образом стабилизирует эмоциональное состояние обучающегося во время занятия. Процесс проведения занятия предполагает гибкость и творчество, посредством данного метода удается научить обучающегося основам правильного общения в коллективе сверстников, установить или наладить положительный контакт с педагогом-психологом, узнать о невысказанных переживаниях и чувствах и т.п. Игра в песке с маленькими предметами и фигурками позволяет прожить различные ситуации, проработать негативный опыт общения. Занятия помогают преодолевать трудности в общении, учат эффективному эмоциональному реагированию, осознанию своих чувств, переживаний, а также нормализуют самооценку.
Таким образом, практика применения арт-терапии (изо-терапии, сказкотерапии, песочной терапии) при работе с детьми с нарушенным интеллектом показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект.