Реализация региональной инновационной площадки "Создание модели центра социализации, профориентации и развития на основе социальных практик для обучающихся с ОВЗ"

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Иванова Нелли Владимировна, учитель, Марейченко Мария Алексеевна, учитель, ГБОУ СО ЕШИ № 11, Екатеринбург, Свердловская область

Профессиональная ориентация – это первый этап профессиональной реабилитации, предполагающий проведение медицинских, психологических, социально-педагогических системно реализуемых мероприятий. Эти мероприятия направлены на расширение знаний о разнообразии профессий и потребностей рынка труда [2, c. 57].

Проблему профессиональной ориентации активно рассматривали такие исследователи как Л. А. Казанцева, В. И. Красильников, С. Я. Казанцев, Е. А. Гимельштейн, Д. Ф. Годван, М. В. Жигорева, Н. Алхури, О. А. Денисова, О. Л. Леханова и др.

О важности профориентационной работы для детей с нарушением слуха говорит и М. А. Пуйлова, Е. Г. Речицкая, А. Н. Купреенко и др.

Таким образом, в 2020 году в школе-интернате №11 было принято решение о подаче заявки на признание организации региональной инновационной площадкой по реализации проекта "Создание модели Центра социализации, профориентации и развития на основе социальных практик для обучающихся с ОВЗ".

Цель проекта – создание системы сетевого взаимодействия образовательных организаций и социокультурных учреждений Свердловской области через внедрение социальных практик и проектов.

Основной его идеей является создание Центра сетевого взаимодействия организаций для обучающихся с ОВЗ (нарушения слуха и тяжелые нарушения речи – ТНР) Свердловской области с целью воспитания в детях социально значимых качеств, помощи им с профессиональным самоопределением, повышения мотивации к изучению дисциплин и формирования активной гражданской позиции через практическую деятельность.

Сроки реализации проекта с 2020 по 2025 годы. Предполагается работа в 3 этапа:

  • 1 этап – подготовительно-ориентировочный (01.09.2020-31.08.2021). На данном этапе происходили изучение проблемы и разработка проекта.
  • 2 этап – практический (01.09.2021-30.08.2024). На данный момент происходит апробация инновационного проекта и его корректировка, в результате чего будет создана эффективная модель.
  • 3 этап – контрольно-аналитический (01.09.2024-30.08.2025). На этом этапе будет реализована работа по анализу и обобщению полученных результатов проекта, а также по их распространению.

На данный момент закончился второй, практический этап и нам хотелось бы поделиться полученными результатами.

На реализацию второго этапа отведено 3 года.

С детьми реализуются профориентационный проект "Профессии моих родителей", программы внеурочной деятельности профориентационной направленности "Мир профессий" (1-3 классы) и с элементами профориентационного содержания "Мир деятельности", "Я и мир", "Книгочей", "Мир загадок", "Дорогою добра".

Начато сотрудничество с библиотеками №38 и №40, где реализовано сетевое взаимодействие в рамках мероприятий "Школа безопасности", "Школа юного библиотекаря", "Экскурсии по музеям родного края", "Путь в профессию" (8 классы). Для учащихся 1-11 классов организована деятельность в дизайн-студии.

На площадке школы ежегодно проходит региональный чемпионат "Абилимпикс" по компетенциям "Портной" и "Художественная вышивание".

Ежегодно дети готовятся к ученической научно-практической конференции "Поиск и творчество", тема которой зависит от объявленного года президентом. Защита проектных работ в разной степени несет в себе профориентационную направленность.

Прошла разработка проектов на основе социальных практик в ходе осуществление сотрудничества с социальным партнёром НКО "Академия дизайна"" по направлениям: 3D-моделирование, анимация, веб-дизайн.

Реализовывалось сетевое взаимодействие с техникумом "Кулинар" (7 выпускников 10-го и 12-го классов получили свидетельства повара 3-го разряда) и IT-кубом.

Осуществляется деятельность в рамках проекта "Единая промышленная карта региона", реализуемого при поддержке Администрации Губернатора Свердловской области, Всероссийского педагогического собрания, Министерства промышленности и науки Свердловской области. А также дети работают с Атласом инклюзивного будущего.

Дети участвуют в проекте "Разряди обстановку: уличный мурал", в рамках которого для детей проводятся лекции про уличное искусство, мастер-классы по граффити и экскурсии стрит-арта Екатеринбурга.

В конце учебного года планируется экскурсия в городской Центр занятости населения.

На протяжении всего этапа осуществлялась и другая деятельность:

  • Просмотр кинофильмов, посещение предприятий, учреждений, встречи с профессионалами из области трудовой деятельности, предполагаемой для выполнения профессиональной пробы.
  • Организация психолого-педагогического сопровождения процесса (индивидуальные консультации, анкетирования, мониторинги, тестирования (тест на профпригодность, "Самая зеленая профессия"), коррекционно-развивающие занятия).
  • Мастер-классы, уроки, участие в конкурсах в рамках курса "Медиакласс".
  • Подготовка рабочих тетрадей по профориентации для обучающихся начальных классов, методических разработок, рекомендаций.

Дети проходят многочисленные мастер-классы, посещают экскурсии, участвуют в конкурсах, беседах, тематических уроках, классных часа, викторинах и прочих мероприятиях.
Мастер-класс "Из ученика в учителя, или как снимать SMIC-уроки", еженедельные занятия, подготовка к Всероссийскому проекту для Медиаволонтеров, конкурс SMIC-уроков. Презентация творческих продуктов "Стать учителем, или как мы снимали SMIC-уроки", мастер-класс "Видеокалендарь праздников и профессий", мастер-класс юного IT-шника "Как собрать материнскую плату" (в рамках сетевого взаимодействия с Центром цифрового образования детей "IT-куб").

Все обучающиеся школы привлечены к информированию по различным аспектам профориентационного направления. Проведены онлайн-уроки по финансовой грамотности.
Таким образом, работа с обучающимися оказалась наиболее насыщенной, чем планировалось изначально при разработке проекта, что оказывает положительное влияние на расширение знаний у детей о различных профессиях. Все это необходимо для увеличения количества выпускников, осознанно выбравших свою профессию с учетом индивидуальных особенностей, что в свою очередь повысит доверие родителей и общества к деятельности образовательной организации.

Литература 

  1. Алхури, Н. М. Профессиональная ориентация обучающихся с нарушением слуха / Н. М. Алхури. – Текст : непосредственный // Наука, образование и культура. – 2018. – № 2. – С. 47-51.
  2. Богданова, Т. Г. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья учебник для студ., учреждений высш. образования / Т. Г. Богданова, К. Б. Bовненко. – М. : Академия, 2014. – 240 c. – Текст : непосредственный.
  3. Бородуля, Л. М. Организация профориентационной работы в школе / Л. М. Бородуля. – Текст : непосредственный // Профессиональная ориентация . – 2017. – № 1. – С. 23-32.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить