Воронина Ирина Анатольевна, учитель-дефектолог, МБОУ СОШ № 6, Сухой Лог, Свердловская область
Законодательство Российской Федерации в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время уже понятно, что образовательная организация сама должна измениться, для того чтобы стать ориентированной на каждого ребенка с особыми образовательными потребностями.
В соответствии с этим, изменилась и профессиональная позиция специалистов сопровождения, которая направлена на сопровождение учебного процесса, коррекцию и компенсацию ограничений детей с ограниченными возможностями здоровья, связанных с психофизическими особенностями и реальными возможностями, помощь в овладении программным материалом и способами коммуникации.
Далее будем рассматривать категорию детей с интеллектуальными нарушениями.
С появлением таких детей в нашей образовательной организации перед педагогическим коллективом возникла необходимость в изменении подходов к коррекционно-развивающему обучению и воспитанию детей данной категории, сопровождении их семей.
С учетом современного подхода перед специалистами сопровождения возникла необходимость изменения отношения родителей к ребенку с нарушением интеллекта.
Учитывая новые формы помощи семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ по всестороннему включению в единое педагогическое пространство, родители в нашей школе получают всестороннюю квалифицированную комплексную помощь со стороны специалистов сопровождения.
Ниже рассмотрим деятельность педагога-дефектолога в образовательной организации по сопровождению семей обучающихся, имеющих интеллектуальные нарушения.
Основные направления в работе специалиста – дефектолога в нашей школе: гармонизация семейных взаимоотношений; коррекция детско-родительских отношений; помощь в адекватной оценке возможностей ребенка; обучение родителей специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий с ребенком в домашних условиях; обучение родителей специальным воспитательным приемам.
Ориентируясь на эти направления, педагог-дефектолог в нашей ОО решает следующие задачи:
- коррекция неконструктивных форм поведения родителей, таких как агрессивность, необъективная оценка поведения ребенка, негативные желания, стремление уйти от трудностей, примитивизация поведения, связанная со сниженной самооценкой; формирование понимания родителями проблем их ребенка;
- постепенное исключение проблем гиперболизации проблем ребенка; повышение личностной самооценки родителей в связи с возможностью увидеть результаты своего труда в успехах ребенка.
Значительное место отводится индивидуальной форме работы с родителями детей данной категории: демонстрация приемов работы с ребенком; конспектирование занятий, проводимых педагогом; выполнение домашних заданий со своим ребенком; чтение специальной литературы, рекомендуемой педагогом; реализация творческих замыслов в работе с ребенком.
Демонстрация коррекционных приемов работы с обучающимся осуществляется во время проведения практикумов, открытых занятий, мастер-классов.
Немаловажное значение имеет и индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностирования, направлениям и результатам проводимой коррекционной работы.
Педагогическое просвещение родителей через самообразование продолжается под руководством специалиста.
Много внимания уделяется учителем-дефектологом и организации групповой формы работы с родителями обучающихся:
- Участие родителей в тематических собраниях, проводимых учителем-дефектологом совместно со специалистами МБОУ СОШ. Эта работа осуществляется в форме родительского клуба "Мы вместе".
- Активные формы информационно - просветительской поддержки семьи:
- Сайт ОО.
- Информационные стенды. Представлен наглядный материал для родителей по разным направлениям работы учителя-дефектолога.
- Стационарные и передвижные тематические выставки. Например: "Скоро в школу", "Развиваем речь и мышление", "Настольные игры и их значение для развития памяти, внимания, мышления".
В сопровождении семей с детьми с интеллектуальными нарушениями учителе-дефектологом реализуются разнообразные формы совместной деятельности:
- арт-терапевтические технологии, применяемые в рамках совместной деятельности с родителями и обучающимися. Например: "Мир вокруг нас", "Наша дружная семья" и т.д.;
- игровые совместные формы работы. Например "Путешествие по дорогам сказок", "Защитники природы" и т.д.;
- родительские социально-значимые акции, проекты "Мы разные –мы вместе", "Вместе весело играть" и т.д.
Таким образом, открытость ОО, планомерное привлечение родителей в образовательный процесс с введением разнообразных форм работы помогли семьям стать активными участниками учебного коррекционно-развивающего процесса по достижению цели и задач в образовании детей с интеллектуальными нарушениями.