Завьялова Татьяна Юрьевна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Каменск-Уральская школа", Каменск-Уральский, Свердловская область
Нарушения развития речи у младших школьников с умственной отсталостью являются вторичными и обусловлены нарушением интеллекта. Соответственно, тяжесть речевого дефекта зависит от структуры и тяжести первичного дефекта. Но нарушения связной речи проявляются, даже при легкой выраженности умственной отсталости. Они возникают из-за недостаточной сформированности когнитивного базиса речи. Этот факт зафиксирован в исследованиях В. К. Воробьевой, В. П. Глухова.
Учитывая особенности речевого дефекта у младших школьников с умственной отсталостью, заключающиеся в выраженных нарушениях импрессивной и экспрессивной сторон речи, диагностика диалогической речи должна быть сопряжена с изучением понимания обращенной речи и умением конструировать связное высказывание. От них зависит адекватность реакции на реплику, способность сформулировать ответное высказывание.
Понимание обращенной речи диагностируется посредством понимания логико-грамматических конструкций. Такие задания представлены в методиках обследования речи Т. В. Ахутиной, Н. В. Нищевой, Т. А. Фотековой. Способность программировать связное высказывание диагностируется посредством заданий на составление предложения с опорой на наглядность, по заданным словам, предлагаемым В. П. Глуховым, Р. И. Лалаевой.
В формировании диалогической речи у младших школьников с умственной отсталостью выделяют общепедагогические и специальные средства.
Общепедагогические средства формирования диалогической речи используются педагогами в работе с детьми как с нормой развития, так и с ограниченными возможностями здоровья.
Работа над формированием диалогической речи младших школьников начинается с повседневного общения:
- С разговора учителя с детьми (педагог должен воспитывать своей речью);
- Словесные поручения (попроси у Пети ластик, сходи в библиотеку попроси книгу);
- Дидактические и театрализованные игры (разыгрывание ситуаций, сюжеты для сценариев берутся из детской жизни, из хорошо знакомых детских художественных произведений;
Для приучения детей к очередности реплик используются:
- Подвижные игры, содержащие диалог («Гуси – Лебеди», «Краски», «Коршун» и др.;
- Чтение художественной литературы, этим самым дают возможность ребенку освоить не только форму различных высказываний, но и правила очередности, усвоить разные виды интонации, помогают в развитии логики разговора;
- Беседа (ребенок учится припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы)
К специальным педагогическим средствам формирования диалогической речи детей следует отнести те, которые используются в коррекционном процессе и решают узконаправленные задачи. Это специальные игры и упражнения.
Формирование диалогической речи у младших школьников с умственной отсталостью включает две линии работы:
1) формирование умения понимать обращенную речь и программировать связное высказывание;
2) реализовывать эти умения при ведении диалога.
Первая линия работы строится на специальных играх и упражнениях для развития речи.
Вторая линия носит практико-ориентированный, деятельностный характер. Поэтому одним из наиболее адекватных средств является использование игр-драматизаций.
Игры-драматизации – это игры творческого характера, в процессе которых дети отражают содержание литературного произведения. В работе с ними обязательно проводится подготовительная работа, связанная с усвоением детьми содержания драматизируемого произведения. Это необходимое и обязательное условие в работе с младшими школьниками с умственной отсталостью, в связи с выраженными трудностями понимания обращенной речи, бедным кругозором и пр. В процессе игры-драматизации отрабатываются навыки произнесения реплик, умения сочетать вербальные и невербальные средства общения, формируется умение слушать собеседника, следить за его речью. Кроме этого, игровая форма предпочтительна в коррекционной работе с младшими школьниками с умственной отсталостью. Несмотря на указанные возможности игр-драматизаций в формировании диалогической речи, следует отметить и ограничения. Среди них основным является необходимость подбора или адаптации, упрощения текстов доступных для понимания младшими школьниками с умственной отсталостью.
Итак, формирование диалогической речи младших школьников с умственной отсталостью включает диагностику умений программировать высказывание, понимать обращенную речь, использовать эти умения в диалоге, формирование диалогической речи с использованием общепедагогических и специальных педагогических средств, в частности, игр-драматизаций.
Так же необходима и помощь родителей при формировании и развитии диалогической речи. На консультациях даю родителям маленькие задания в виде игр и упражнений. Напоминаю, что детей нужно расспрашивать о том, что было у него в школе, и чем был интересен день, а так же учить задавать вопросы родителям.
Литература
- Фотекова Т. А., Ахутина Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. Москва: АРКТИ, 2002.
- Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей. Санкт-Петербург: Наука-Питер, 2006.
- Чулкова А. В. Методика формирования диалогической речи у детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 2002.