Ширингина Лариса Валентиновна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит, Свердловская область
Работая учителем-логопедом в коррекционной школе для детей с нарушением интеллекта, в своей практике я постоянно ищу новые подходы, приёмы и методы, которые помогут моим ученикам лучше развиваться и совершенствоваться. Дети с нарушением интеллекта часто испытывают трудности с восприятием информации и выполнением традиционных учебных заданий. Им сложнее концентрироваться на материале, а иногда они просто теряют интерес к занятиям.
Формирование правильного звукопроизношения у детей с интеллектуальными нарушениями требует особого подхода, так как у таких детей могут наблюдаться специфические трудности в усвоении речи. Внедрение эффективных приёмов в логопедической работе по формированию звукопроизношения позволяет сделать уроки более увлекательными и доступными для понимания. Вот некоторые эффективные приемы и методы, которые использую в своей работе, которые могут быть полезны логопедам при работе с такими обучающимися:
- Артикуляционная гимнастика
- Упражнения для артикуляционного аппарата (язык, губы, щеки) помогают укрепить и подготовить органы речи для произношения звуков.
- Используйте яркие визуальные материалы и игрушки, чтобы повысить мотивацию ребенка к выполнению упражнений.
- Упражнения на развитие подвижности губ и языка (например, "трубочка" для губ, "часики" для языка) помогут детям развить координацию движений.
- Звуковая стимуляция и слуховая гимнастика
- Поскольку у детей с интеллектуальными нарушениями может быть снижена способность различать звуки, важно использовать упражнения для слухового восприятия.
- Например, можно просить ребенка слушать и различать шумы или звуки животных, а затем переходить к различению звуков речи.
- Упражнения типа "угадай звук" помогут развить фонематическое восприятие.
- Игра "Посмотри и повтори"
- Используйте прием имитации: педагог показывает правильное произношение, а ребенок повторяет.
- Для детей с нарушениями интеллекта важны четкие и медленные инструкции, яркие визуальные подсказки (картинки, видео), чтобы они могли легче запомнить и воспроизвести правильный звук.
- Метод показа и использования зеркала
- Использование зеркала помогает детям контролировать свои движения и видеть, как располагается язык, губы и зубы при произнесении звуков.
- Логопед показывает правильное положение артикуляционных органов, и ребенок повторяет его, глядя в зеркало. Это способствует осознанию и самоконтролю.
- Игровая мотивация и вовлечение в активные упражнения
- Подберите игры и забавные задания, в которых требуется произносить звуки (например, повторять звукоподражательные слова, такие как "мяу", "гав", "бип-бип").
- Дети лучше усваивают материал, когда процесс обучения представлен в виде игры, где можно выигрывать, двигаться, соревноваться.
- Тактильная и кинестетическая поддержка
- Некоторые дети с интеллектуальными нарушениями лучше усваивают звуки через тактильные ощущения. Попросите их пальцем дотронуться до губ или языка, чтобы они лучше почувствовали движения, нужные для произнесения звука.
- Использование пальчиковых игр и моторных упражнений способствует общей координации движений, что может помочь в произношении звуков.
- Этапность и повторяемость
- Сначала вводите самые простые звуки, например, гласные и простые согласные. Далее переходите к сложным звукам и слогам.
- Используйте многократное повторение и регулярные занятия, чтобы обеспечить запоминание и автоматизацию произношения.
- Индивидуализация и учет особенностей ребенка
- Каждый ребенок с интеллектуальными нарушениями имеет свои особенности, поэтому важно адаптировать подход под каждого обучающегося.
- Проводите диагностику уровня речевого развития, чтобы подобрать упражнения соответствующего уровня сложности.
- Позитивное подкрепление и поощрение
- Детям важно чувствовать успех. Позитивное подкрепление (похвала, награды, одобрение) поможет мотивировать их на выполнение задач и снизить страх перед возможными ошибками.
Эффективная логопедическая работа с детьми с интеллектуальными нарушениями требует особого подхода и совместной работы всех педагогов и родителей. Применение данных приёмов дает ощутимые результаты. Дети становятся более заинтересованными в учебном процессе, а значит, и более вовлечёнными. Родители тоже отмечают положительные изменения в домашних условиях, что говорит о том, что дети переносят приобретённые навыки в реальную жизнь.
Таким образом, применение артикуляционной гимнастики, игровых методов и тактильных упражнений помогает детям лучше освоить звукопроизношение.
Мы видим, что координированное взаимодействие логопеда, учителей и родителей позволяет закрепить навыки правильного произношения на всех занятиях, усиливая эффект от логопедической работы. Такой комплексный подход с этапным обучением и позитивным подкреплением способствует улучшению речевых навыков и адаптации ребенка в социальной среде.