Шипачева Татьяна Брониславовна, учитель технологии, ГБОУ СО "Верхнепышминская школа-интернат им. С.А. Мартиросяня", Верхняя Пышма, Свердловская область
Данная методическая разработка способствует развитию у детей с ограниченными возможностями осязания, мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной компенсирует недостаточность зрения.
Актуальность темы обуславливается тем обстоятельством, что для обучающихся нашего образовательного учреждения характерна сложная структура дефекта, представленная различными нарушениями в работе зрительного анализатора и легкой степенью интеллектуальной недостаточности.
Основная цель моей работы: развитие творческих способностей обучающихся с нарушением зрения; поиск путей и возможностей развития творческих способностей обучающихся.
Задача – помочь обучающимся с нарушением зрения накопить информацию об окружающем мире, которая обеспечит развитие личности и ее адаптацию, а также развить у них творческие наклонности, уверенность в себе, воспитать у них потребность в самореализации.
Обучающиеся с нарушением зрения, наличием амблиопии, астигматизма и косоглазия хуже, чем обычные дети, запоминают и различают основные цвета, им трудно выделять оттенки того или иного цвета. Восприятие и различение геометрических форм происходит значительно медленнее, чем у обучающихся с нормальным зрением. Наши обучающиеся путают такие понятия, как шире/уже, выше/ниже, длиннее/короче и т. д.
Работая учителем технологии много лет, я пришла к выводу, что одним из очень мощных средств коррекции мелкой моторики у обучающихся с нарушением зрения является бисероплетение. Этот вид деятельности всегда вызывает живой интерес у обучающихся. Все дети любят мастерить что-нибудь своими руками. Для них такие занятия – это часть познания мира, возможность показать свои навыки и достижения, возможность сделать подарок родителям или друзьям своими руками.
В процессе работы мы всегда помним о нарушении зрения у обучающихся. Они выполняют работу в соответствии со зрительными нагрузками, предложенными офтальмологом. Острота зрения и наличие у обучающихся окклюзии на том или другом глазу учитывается при рассаживании на занятии. В течение каждого занятия проводится расслабляющая гимнастика. Работая с бисером, обучающиеся приобретают чувственный и предметно-практический опыт. Выполнение работ из бисера способствует развитию у детей мускулатуры руки, координации движений, развитие волевых способностей. Они вырабатывают навыки использования таких инструментов, как кусачки, линейка и т. д.
Во время подготовительной работы мы с обучающимися рассматриваем различный бисер, из которого собираемся что-то сплести.
На примере коллективной работы – изготовление дерева «березка» из бисера хочется показать, как строится работа на наших занятиях.
- 1 Этап. Рассматривание различных видов бисера, определение его на ощупь.
- 2 Этап. Беседа с детьми о том, как производят бисер. Рассматривание и осязательное исследование бисера разных размеров.
- 3 Этап. Знакомство с инструментами и материалами: кусачки, линейка, бисер, проволока, гипс.
- 4 Этап. Воспользовавшись с линейкой и кусачками, отрезать несколько отрезков проволоки длиной 35 см.
- 5 Этап. Нанизать на середину проволоки 5 бисерин зеленого цвета, затем скрутить концы проволоки, образуя первую петельку. Делаем скрутку примерно 0,7-1 см длиной.
- 6 Этап. На левый кончик проволоки нанизать ещё 5 бисеринок, скрутить вторую петельку. Затем на правый кончик проволоки нанизать 5 бисерин, скрутить третью петельку. Далее скрутить оба конца проволоки. Четвертая и пятая петелька скручиваются так же, как вторая и третья. Всего нужно сделать 5 петелек.
- 7 Этап. Чтобы веточка получилась пышнее, нужно сплести 3 такие веточки, затем их скрутить вместе.
- 8 Этап. Собрать пышные веточки: 10 штук. Затем к этим ветвям подставить толстую проволоку (длиной около 25 см) и обмотать белыми и черными нитками, по ходу прикрепляя ветви.
- 9 Этап. Далее сделать подставку. Развести раствор из гипса и залить в форму – баночку. Потом посадить в этот раствор дерево из бисера и ждать когда раствор полностью затвердеет. После всего ветви расправить, чтобы они были пышней.
Вот и выросла наша «березка»! Каждый из детей вложил частичку своего творчества, своего тепла в коллективную работу.
Литература
- Божко Л.А. Бисер. – М. Мартин, 2001.
- Ковалева Т.М., Морозова Ю.Н. Серебряная коллекция. – М. Мир книги, 2011.
- Лябик О.А. Бисероплетение. – М. Континенталь-Книга, 2007.
- http://biseropletenie.com/