Зверева Ольга Петровна, учитель истории, МБОУ "С(К)ОШ № 60", Челябинск, Челябинская область
В современных реалиях российское общество остро нуждается в культурно-исторической идентификации, сохранении исторической памяти, в воспитании у подрастающего поколения патриотических чувств и уважения к прошлому своего Отечества.
Роль в воспитании подрастающего поколения, отведённая школьным музеям, очень весома. Музей должен не только органично вписаться в систему мероприятий школы, но и стать местом осуществления диалога времён, людей и музейных предметов.
Школьный музей, объединив классическую школьную классно-урочную систему и миссию музея – хранение культурных образцов, приобретает новое качество, новые возможности, новые способы деятельности.
Вариативность форм массовой и учебно-воспитательной работы является одним из основных критериев в оценке деятельности школьного музея, так как является одновременно и залогом эффективности воспитания, в т.ч. патриотического.
Формами работы в рамках музейной педагогики являются групповые, подгрупповые и индивидуальные.
К групповым формам относятся: театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и очевидцами исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам.
Подгрупповыми формами работы являются занятия в объединениях дополнительного образования, издание путеводителей, журналов, составление видеофильмов, создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов по карте города, области с техническим или устным (живым) звуковым сопровождением. Они готовятся под руководством педагога, снимаются и монтируются самими учащимися. Такие видеофильмы могут в дальнейшем использоваться в классно-урочной и внеурочной, внеклассной работе.
Индивидуальная работа предполагает работу с документальными материалами архивов, подготовку докладов, рассказов об экспонатах, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, переписку с ветеранами, выставки, разработку индивидуально-образовательных маршрутов с экспонатами школьных музеев по экспозициям, городу, области, поиск или написание литературного материала, помогающего ученикам «озвучить» экспонат в ходе устного рассказа.
Очень эффективны занятия в объединениях дополнительного образования, ведь результаты этих занятий, зачастую выносятся на общешкольные мероприятия, праздники, конференции и т.д.
К нетрадиционным формам (технологиям) проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных во «взрослой» общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;
- уроки на основе нетрадиционной организации и представления учебного материала: урок мудрости, урок мужества, урок доброты, урок памяти;
- уроки с использованием фантазии: урок-сказка, урок-сюрприз.
Если музейный урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы - детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом.
Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ.
Музейный урок, как спектакль, может быть скучным и увлекательным, талантливым и заурядным. В музее тоже нужна режиссура, как в театре, здесь тоже важно расставить акценты, показать самое важное, нужное, интересное.
Таким образом, эффективное применение всех средств и методов музейной деятельности способствуют повышению эффективности деятельности музея в системе патриотического воспитания подрастающего поколения.
Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут заниматься в школьном музее, особенно когда сами являются участниками творческого процесса, при этом будет повышаться их культурный уровень, возникнет потребность в получении новых знаний. Все это очень важно для формирования патриотов, достойных граждан своего Отечества.