Балеевских Елена Михайловна, учитель начальных классов, Валова Наталья Валерьевна, учитель начальных классов, МБОУ ПГО "СОШ № 14", Полевской, Свердловская область
Цель: организация городского сетевого взаимодействия обучающихся с ОВЗ (ЗПР).
Задачи:
- формирование у обучающихся с ОВЗ (ЗПР) навыков исследовательской и проектной работы;
- развитие у обучающихся с ОВЗ (ЗПР) информационно-коммуникационной и читательской компетентности;
- формирование активной жизненной позиции обучающихся с ОВЗ (ЗПР) при чтении художественных литературных произведений;
- формирование у обучающихся с ОВЗ (ЗПР) положительной мотивации к чтению и слушанию художественной литературы;
- формирование культуры взаимодействия, терпения, умения договариваться, ответственно выполнять свою часть работы.
- социализация обучающихся с ОВЗ (ЗПР).
Сетевой проект проводился в 2019 году и был посвящен 65-летию со дня выхода в свет книги Н. Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей". Ссылка на проект: https://nesnaika14.blogspot.com/. Участники проекта: обучающиеся с ОВЗ (ЗПР) 2–4 классов образовательных учреждений Полевского городского округа. Сетевой проект носил инклюзивный характер, наряду с учащимися, которые обучаются по программам 7.2 и 7.1, в команду можно было включить нормотипичных сверстников, в количестве не более 30%. Участникам надо было выполнить задания 6 этапов. Продолжительность проекта – 2 месяца.
Этапы проекта и их краткое содержание
Подготовительный этап "Коротышки, привет!"
- Прочитайте оглавление к книге и главу 1 "Коротышки из цветочного города". Ответьте на вопросы в Google – формы.
- Выберите коротышку нарисуйте его. Дайте характеристику этому герою (2-3 предложения) от 1 лица. Например, я коротышка Цветочного города. Меня зовут… . Рисунок и текст, автора разместите на доске
- Создайте макет (рисунок) города/домика коротышек. Сфотографируйте свою работу, вставьте в презентацию "Цветочный город". Напишите комментарий к работе других команд.
1 этап "Пиши, выдумывай, твори …". Прочитайте 2 – 5 главы.
- Создайте схему "Творческие профессии". Назовите профессии, о которых вы прочитали в книге? А какие ещё творческие или необычные профессии знаете вы? Создайте схему на "Карте ума" в сервисе Cacooили в Google-рисунке. Не забывайте про авторские права.
- Расскажите об одноклассниках, которые рисуют, поют, пишут стихи, конструируют и другое. Для этого пополняем свою схему. Добавьте фото выступления, ссылку на видео. Карта ума команды "Веселяки".
- Выполните упражнение (в сервисе https://learningapps.org/) "Соедините героя произведения и его профессию".
- Попробуйте себя в роли художника и составьте фоторобот коротышки в Google-рисунке. Отгадайте, кого изобразили участники других команд, напишите ответ в комментариях. Пример работы команды "ВЖИК".
2 этап "Путешественники". Читаем с 6 по 10 главу.
- Друзья, вы наверно, как и наш Знайка, любите читать книги о дальних странах и разных путешествиях. Ответьте на вопросы: А вы любите путешествовать? На чём вы путешествовали? А еще, на каком транспорте можно отправиться в путь? Для чего человеку транспорт?
- Выберите одно транспортное средство (можно даже то, которое сейчас уже не используется/или используется редко). Изучите его историю. Собранную информацию (кто изобрёл, в какой стране, когда, фотографии, видео) оформите в сервисе com. Работа команды "Звёздочки".
- Выполните упражнение "Собираемся на море".
- Создание "Задачника". Для этого надо составить задачи по книге "Приключения Незнайки и его друзей". Затем решить задачи других команд.
- Все результаты отметьте в Таблице продвижения команд.
3 этап "Друзья, или на новом месте". Прочитайте с 11 по 21 главы.
- На этом этапе будем учиться брать интервью. Узнайте, с помощью "Толкового словаря", значение слова "интервью". Выберите, у кого бы хотели взять интервью (директор школы, библиотекарь, врач, водитель). Придумайте вопросы. Возьмите интервью и опубликуй фотографию, как это было на доске "Новые знакомые".
- Заботимся о своём здоровье. Наши коротышки в течение длительного времени находились в больнице. Но мы все хотим быть здоровыми и сильными, поэтому будем делать зарядку. Придумайте свою физминутку, проведите её в классе, снимите на видео и вставьте ссылку в Таблицу продвижения команд. Физминутка команды "Всезнайки". Восстановить текст песенки о зарядке (автор Цветик), выполните упражнение. Для этого надо заглянуть в каждую главу этого этапа. Работа команды "Охотники за удачей".
4 этап "Чудеса механизации". Читаем с 22 по 27 главы.
- Наш этап называется "Чудеса механизации". На этом этапе вы создадите свой "Толковый словарик". Выбери слово для толкования. Оформите слайд в нашем общем "Словарике" (слово, толкование, рисунок, источник).
- Изучаем изобретения. Выберите любое изобретение, расскажите о нем в совместной презентации "История изобретений", добавьте рисунок. Расположите слайды в хронологическом порядке (от древних к современным). Изучите информацию других команд (вам это пригодиться в дальнейшем).
- А ты пробовал что-то изобретать? Предлагаем в своём изобретении дать вторую жизнь бросовому материалу. Опубликуйте свою работу в общем документе "Чудеса механизации". Оставьте комментарий к работе других команд.
- Выполните задание "Хронологическая линейка". При затруднениях обратитесь к презентации.
Заключительный этап "Возвращение домой". Главы с 28 по 30.
- Помните содержание главы "На балу"? Тогда выполните упражнение, а мы проверим, внимательно ли вы читали. Из полученных букв соберите слово.
- Придумайте и создайте любое упражнение в сервисе https://learningapps.org/по книге Н.Носова "Приключение Незнайки и его друзей". Разместите ссылку на упражнение в Таблицу продвижения. Упражнение команды "Солнышко". Выполните 2 - 3 упражнения других команд. Напишите комментарии этим командам.
- Очень часто цитаты из книг становятся "крылатыми словами", если вы нашли такую фразу в романе - сказке Н. Носова, поделитесь с нами. Запишите ее в таблице продвижения.
- Во время путешествия с нашими героями произошли разные приключения. Они нашли новых друзей, получили новые знания. Изменится ли жизнь в Цветочном городке? Ответьте на вопросы формы.
Данный городской сетевой проект был направлен на формирование планируемых результатов, которые отражены во ФГОС для детей с ОВЗ.
В проекте приняли участие 19 команд школ города. Были привлечены учителя, библиотекари, родители и известные люди города. Данный сетевой читательский проект "Приключения Незнайки и его друзей" получил много положительных отзывов и рекомендован к повторному проведению. В конце ноября будет дан старт подобного проекта, посвященного 71-летию книги Николая Носова "Приключения Незнайки и его друзей".