Инновационные и традиционные технологии и методы обучения и воспитания, обучающихся с особыми образовательными потребностями

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ефимова Татьяна Ивановна, учитель, ГБОУ СО "Каменск-Уральская школа", Каменск-Уральский, Свердловская область

 Вне зависимости от сложности и тяжести нарушений всем детям представлена возможность обучения. Особые образовательные потребности обучающихся стяжелыми множественными нарушениями в развитии (далее ТМНР) вызывают необходимость специального организованного пространства с соответствующем содержанием, позволяющего эффективно осуществлять учебный процесс. Отсутствие учебно-методического комплекса для обучения детей с ТМНР побуждает педагога к поиску путей решения данной проблемы.

В современном образовании насчитывается множество современных педагогических технологий. Встаёт вопрос: «Какие выбрать технологии, как средство повышения качества образования?».

Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»: «Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и, если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя».

Что означают для нас эти слова?

Одно из правил успешного обучения: ставить перед собой и перед теми, кого мы учим, реальные цели.

Поставленная цель - это изменение компонентов педагогического процесса, форм, методов, средств обучения и т.д., что является основной функцией инновационной деятельности.

Какова же реальная цель в обучении детей с ТМНР?

Цель: создание условий, для формирования и закрепления основ жизнедеятельности обучающихся с ТМНР в процессе усвоения социально – практического материала и развития жизненных компетенций.

Для достижения положительных результатов обучения и повышения качества образования в своей профессиональной деятельности я использую инновационные и традиционные технологии и методы обучения.

Основой инновационной деятельностью является методика работы с учеником в направлении личностно-ориентированного подхода, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самого обучающегося, побуждая его к творческому отношению при выполнении заданий. С этой целью используется методика М. Монтессори, которая основана на индивидуальном подходе педагога к каждому обучающемуся.

Позиция учителя: исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающей среды; уважает право ребенка быть не похожими на взрослых и друг на друга, права на свою индивидуальность.

Позиция обучающегося: «Помоги мне это сделать самому».

Используемые традиционные технологии обучения основаны на постоянном эмоциональном взаимодействии педагога и обучающихся.

Например, использование на уроках «Домоводство»:

- нетрадиционных форм проведения урока, такие как: квест – игра; дидактические игры; игры – путешествия; КТД и т.п.

- эффективные средства для мотивации, активизации, усиления и оживления мыслительной деятельности: различные задания на определении темы урока (загадки, шифратор), яркие наглядные пособия, занимательные подвижные и спокойные игры и создание положительных эмоциональных ситуаций: определение настроения как в начале урока, так и в конце, эффект удивления и неожиданности, музыкальное сопровождения урока или релаксация и т.п.;

- эффективные здоровье сберегающие технологии, такие как:

  • создание благоприятного психологического климата на уроке (доброжелательная, спокойная обстановка на уроке, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя н желание обучающегося выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, уместный юмор и т.д.);
  • снятие эмоционального напряжения (игры на развитие внимания, памяти и восприятия, наблюдательности; развитие сообразительности, самодисциплины; развитие мышления и речи);
  • использование комплекса здоровье сберегающих упражнений: модифицированные зрительно-координаторы схемы – тренажёры («Жучки - паучки», «Бабочки - цветы», для развития восприятия и зрительно-моторной координации);
  • комплексы упражнений физкультурных минуток (способствуют снятию локального утомления: с плечевого пояса и рук; общего утомления; для улучшения осанки; для мозгового кровообращения; гимнастика для глаз);
  • голосовые и дыхательные упражнения;
  • применение элементов арт-терапии;

- применение информационных технологий (мультимедийные презентации, видеоролики, обучающие мультфильмы), которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что облегчает запоминание и усвоение изучаемого материала. 

Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учеников, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи обучающихся.

Также использую следующие факторы:

  1. Расширение своих знаний по проблеме обучения и воспитания детей с ОВЗ.
  2. Индивидуальные особенности каждого обучающегося с ОВЗ.
  3. Планирование взаимосвязи с родителями обучающихся, через осуществления консультаций и выполнение домашних заданий.

Сочетание традиционных и инновационных технологий позволяет разнообразить формы работы, активизировать внимание, повысить творческий потенциал обучающихся. 

Изучив литературу и обобщив опыт работы других педагогов, я составила дидактический материал «Я САМ» по предмету «Домоводство», для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями в развитии 5-12 класса ГБОУ СО «Каменск – Уральская школа, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы».

 Данный методический материал позволит:

обучающимся:

  • усвоить теоретический материал;
  • сформировать жизненные компетенции у обучающихся, для удовлетворения личных потребностей в быту и в труде;

педагогам:

  • организовать учебный процесс по усвоению теоретического и практического материала целенаправленно и комплексно;
  • осуществлять контроль успеваемости обучающихся, осваивающих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2.

Важным фактором социального развития и формирования жизненных компетенций для детей с ТМНР является близкие и доверительные отношения (вначале с родителями, затем с педагогом), это способствует личностному росту ребенка и активизации познавательного интереса, стремления к самостоятельности действий в быту и в учебной деятельности, а также повышает его адаптивные возможности.

Планируемые результаты

п/п

Ожидаемый результат

Форма проверки

1

Повышение интереса у обучающихся к самообеспечению и самообслуживанию для удовлетворения личных потребностей

Наблюдение,

опрос, беседа

 

2

Оценивание жизненных ситуаций (поступки людей) с позиции как хорошие или плохие

3

Осуществление выбора в предложенных ситуациях

4

Определение и проговаривание последовательности действий с помощью учителя и самостоятельно

5

Развитие и закрепление умения самооценки и самопроверки    

Наблюдение

6

Повышение интереса у педагогов к пособию, как одной из эффективных и доступных средств организации совместной и самостоятельной деятельности с обучающимися ТМНР

Опрос, анкетирование

Дидактический материал располагается поурочно, соответствует изучаемым разделам программы. Материал и количество часов в разделе может дополняться (сокращаться), может использоваться для обучающихся с 5 по 12 класс с учетом их индивидуальных возможностей и способностей.

Дидактический материал рекомендуется использовать на различных этапах урока и занятиях: на этапе изучения нового материала, при закреплении, повторении, на этапе контроля. Дидактический материал содержит разноуровневые задания и упражнения, практические задания и проверочные работы.

Формы взаимодействия с обучающимися могут быть индивидуальными и групповыми.

С дидактическим материалом «Я САМ» могут работать читающие и не умеющие читать дети. Читающие – работают самостоятельно или получают направляющую помощь педагога. С не читающими обучающимися работа организуется совместно с учителем с использованием таких форм как: разъяснение, показ, графические и жестовые инструкции, задания по подражанию, совместно распределенные действия.

При выполнении заданий обучающиеся имеют возможность организовать задания, осуществлять самоконтроль и самооценку. Листы самопроверки проверяются разными способами и способствуют развитию внимания, а также критической оценке результатов своей работы.

Последовательность выполнения заданий может меняться, это определяется индивидуально педагогом.

Время работы с дидактическим материалом зависит от сложности заданий. Записи проверяются учителем. Задания, направленные на проверку знаний детей, оцениваются.

Подобранные дидактические игры помогают прожить и прочувствовать жизненные, бытовые ситуации, экономические взаимоотношения. Всё это создаёт благоприятные условия для развития интереса в учебном процессе и активизировать, усилить, оживить мыслительную деятельность обучающихся с ТМНР. Игровое действо является неотъемлемым элементом дидактической игры, которое в процессе игры начинает выполнять обучающую задачу.

Поэтому дидактические игры представляются обучающимся не простой забавой, а интересным, необычным занятием.

Литература

  1. Программа для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида, 5-9 классы, Москва, «Просвещение» 2011 г., под редакцией В.В. Воронковой.
  2. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувст, воли. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96 с. (Серия «Практическая психология»).
  3. Завражин С.А., Фортова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. Учебное пособие. Москва: Академический проект 2005
  4. Кукушкин В.С. Современные педагогические технологии / В.С.Кукушкин. – Ростов н/ Д: «Феникс», 2003. – с.216.
  5. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  6. Моржина Е.В. Формирование навыков самообслуживания на занятиях и дома. Изд. 2-/– М.: Теревинф, 2019 (Лечебная педагогика: методические разработки).
  7. Некрасова Т.В. Учёт достижений учащихся в ходе педагогического управления процессом их личностного развития. / Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ. 2004 № 6.
  8. Телеева Е.В. Современные средства оценивания результатов обучения: учебное пособие / Е.В. Телеева. – Шадринскк: Изд-во Шадрин.пед.инст. 2009.
  9. Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности для старших дошкольников. Москва 2018 г.
  10. Введение в финансовую грамотность. Учебное пособие для начальной школы. Москва 2020 г.
  11. Методические рекомендации. «Формирование опыта взаимодействия с ближайшим социальным окружением у школьников с ТМНР». И.И.Мартынова. Москва 2020 г.
  12. Картотека дидактических игр по финансовой грамотности для детей Соавторы: Криворотова Е.Н., Петренко О.А.
  13. Интернет ресурс: Дидактическая игра «Семейный бюджет»
  14. Интернет ресурс: кубик Блума
  15. Интернет ресурс: картинки - ttps://yandex.ru/images/search
  16. Интернет ресурс: картинки - https://yandex.ru/images/search
  17. Игры. Электронная методичка

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить