Боровских Наталья Павловна, учитель, ГБОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит, Свердловская область
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Говоря о детях с ТМНР, мы имеем в виду только тех детей, у которых, кроме первичных нарушений, диагностируются признаки умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталости, а также детей с монодефектом - умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью. Очень часто такие дети не умеют социально приемлемым способом выражать свои желания, адекватно реагировать на требования педагогов, взаимодействовать со сверстниками и вдут себя деструктивно.
Выбор способа коррекции зависит от того, на достижение какой цели поведение направлено. Самое важное в процессе коррекции - научить ребенка адекватному способу поведения, который помогал бы ему реализовать ту же функцию поведения, но приемлемым способом. Наиболее эффективным средством в работе с данной категорией детей является дидактическая игра.
С детьми с ТМНР работаю четвёртый год. В течении этого времени подбирала специальные средства и методы для использования на уроках. Самым эффективным средством для данной категории детей оказалась дидактическая игра. Игра должна быть ведущей деятельностью, обеспечивающей зону ближайшего развития, оказывающей развивающие воздействие на складывание психологического облика умственно отсталого ребёнка.
Использование дидактических игр позволило мне выявить личностные качества каждого обучающегося в игровой форме, способствующей внутренней мотивации учащихся, организовать усвоение правил поведения в социуме. Кроме того, дидактическая игра способствует формированию у детей любознательности, инициативности, мышления и стимулирует их к речевой деятельности.
Дидактические игры можно использовать на разных этапах урока. Применение дидактической игры на уроке очень разнообразно. Её можно организовать в начале урока при проверке домашнего задания или для активизации внимания учащихся, при изучении нового материала для более глубокого, осмысленного и быстрого усвоения учебного материала и в конце урока для закрепления изученного материала и снятия напряжения после сложной классной работы. Сначала игровые технологии я использую, как игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в начале педагогического воздействия на детей с ТМНР.
Работая с детьми данной категории, понимаю, что основная задача – это формирование эмоционального контакта, доверия ребенка к педагогу, умения видеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека, интересного партнера в игре. Используя игровые технологии в образовательном процессе, я использую доброжелательность, стараюсь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и предпосылку ребенка к деятельности. Так как считаю, что только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка с ТМНР и создания положительной атмосферы сотрудничества с педагогом.
Для профилактики девиантного поведения я использую игры на формирование социально – приемлемого поведения: "Скажи вежливо", "Как поступить зайчику", "Поход в магазин", "Копилка добрых дел", "Я не должен".
В этих играх детям предлагаются сюжетные проблемные изображения и вопросы, на которые ребёнок должен сформулировать ответ. Эти игры дают возможность учащимся взглянуть на ситуации под новым углом, услышать мнение других детей о вариантах поведения и выбрать правильный.
Очень необходимы обучающими с интеллектуальными нарушениями, ТМНР игры, направленные на формирование безопасного поведения: "Помоги Пете перейти дорогу правильно", "Знакомый, свой, чужой", "Источники опасности дома", "Как избежать опасностей?" и другие.
Обобщая опыт своей работы, хочу отметить, что участие обучающихся в дидактических играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив, что способствует профилактике девиантного поведения.
Ожидаемый результат профилактики можно выразить следующим образом: частота случаев проявления девиантного поведения снизилась, оставшиеся проявления не препятствуют обучению и пребыванию учащегося в коллективе класса.
Используя дидактические игры и организуя игровую деятельность, я выявила положительную динамику в развитии и формировании у детей с интеллектуальными нарушениями, ТМНР таких навыков как: усидчивость, желание учиться, самостоятельность, кроме того повысилась познавательная активность, любознательность, доброжелательность, стремление высказывать свое мнение и договариваться со сверстниками и с педагогами.