Барагузина Любовь Васильевна, учитель, МАОУ "Адаптивная школа-интернат "Ступени", Пермь, Пермский край
Как известно, цивилизованное общество отличает гуманное отношение ко всем членам общества и, в первую очередь, к тем, кто имеет ограниченные возможности здоровья.
Статистические данные образовательного учреждения свидетельствуют об устойчивом росте числа детей, имеющих различные отклонения в развитии. Индивидуальные психофизические особенности определяют специфичность социальной ситуации в каждом отдельном случае, влияя тем самым на ход личностного развития ребенка.
В коррекционных учреждениях, как и в любых общеобразовательных организациях, главной задачей является всестороннее развитие обучающихся с целью их дальнейшей социализации в обществе, с учетом возможностей здоровья каждого ребенка.
Все мои обучающиеся разные. Кроме нарушения интеллекта в структуре дефекта детей присутствуют тяжелые множественные нарушения развития.
В составе класса есть обучающиеся с синдромом Дауна, с РАС, с нарушением опорно-двигательного аппарата и дети с повышенной возбудимостью с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. Из-за системного недоразвития речи средней и тяжелой степени большинству обучающихся класса с трудом доступно формирование письменной, устной речи, математических представлений, обучение чтению и письму.
Практически у всех детей имеются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц. В разной степени сформированы навыки самообслуживания. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании.
Каждый раз, создавая урок, я задаю себе ряд вопросов: как пробудить у особенных детей интерес к изучаемому предмету; какой учебный материал подобрать для достижения поставленной цели; какие методы и средства обучения выбрать, как обеспечить каждому обучающемуся ситуацию успеха, создавая таким образом мотивацию для дальнейшего развития личности.
Исходя из индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся моего класса, стало актуальным применение игровых технологий, в частности, дидактических игр для проведения нестандартных уроков.
Очень важно использовать в своей работе инновационные технологии. Инновация – это новая или усовершенствованная продукция или технология, используемая в практической деятельности.
При организации игровой деятельности мне потребовалось специальная организация процесса, подборка и адаптация дидактических игр, адаптация подачи материала, что привело к положительному результату.
Таким образом, данный опыт работы с обучающимися моего класса стал удачной находкой в организации учебного процесса, он может успешно использоваться в современном образовании обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
При подборе игр для детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости следует учитывать следующие требования:
- соответствие игры возрасту ребенка и его актуальному уровню развития;
- учет структуры дефекта;
- подбор игрового материала с постепенным усложнением;
- связь содержания игры с непосредственным окружением обучающегося;
- соответствие коррекционной цели занятия;
- учет принципа смены видов деятельности.
При реализации игровых приемов на уроках придерживаюсь определенных правил: дидактическая цель ставится перед обучающимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Целью применения игровых технологий: доступная форма обучения для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития посредством предъявления учебного материала в игровой форме.
Создание игровой атмосферы на уроке развивает познавательный интерес, стимулирует активность обучающихся, позволяет удерживать внимание, улучшает восприятие, развивает усидчивость во время занятия.
Работая в школе, приходится много искать, творить, действовать. В результате родились уроки-загадки, уроки-экскурсии, уроки-игры, уроки-путешествия и т.д.
И главное – огромнейший эффект: все работают на уроке! Обучающиеся в игре непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка полученные знания.
Представляю Вам в презентации (приложении) игры и игровые упражнения, которые использую на своих уроках. Я их разбиваю на группы игр по характеру познавательной деятельности:
- игры, требующие исполнительскую деятельность:
В данных играх дети выполняют действия по образцу или указанию. В процессе таких игр ученики знакомятся с простейшими понятиями, овладевают счётом, чтением, письмом. В этой группе игр можно использовать такие задания: придумать слова, выложить узор, начертить фигуру подобную данной.
- игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность:
К этой группе относятся игры, которые способствуют формированию вычислительных навыков и навыков правописания.
- игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность:
В играх данной группы ребята выводят закономерность, которая является ключом к данным заданиям. Это задания интеллектуального характера (ребусы, филворды, кроссворды).
- игры, включающие элементы поисковой деятельности:
В процессе игры дети учатся анализировать, находить общее и различие.
Таким образом, каждый обучающийся работает над доступным для него заданием, но цель урока одна для всех.
Игровые приемы могут быть использованы как на этапах изучения нового материала, так и на этапах повторения и закрепления. Причем одну и ту же игру можно использовать для обучающихся разного уровня, предварительно адаптировав содержание и способы подачи инструкций.
Таким образом, игровые технологии являются одной из успешных форм обучения, которая позволяет сделать будничные шаги по изучению базового материала для обучающихся с умеренной умственной отсталостью интересными, увлекательными, творческими для обучающихся и учителя.
Комментарии