Полякова Зоя Васильевна, учитель, ГБОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит, Свердловская область
Агрессивное поведение одна из частых проблем детского коллектива, те или иные формы её характерны для большинства учащихся. Агрессивный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Однако агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия – это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому лицу или объекту, т.е. девиантное.
Организацию работы по коррекции агрессии учащихся с нарушением интеллекта на уроках швейного дела строю на принципах:
- гумманизма - утверждение норм уважения и доброжелательного отношения к каждому учащемуся, исключение принуждения и насилия над личностью;
- ответственности - забота о благополучии учащихся.
В практике использую только те средства влияния на детей, которые не вызывают их внутреннего сопротивления. Хорошо действует испытанный метод коррекции поведения детей, переключение внимания, смена вида деятельности. Переключая активность агрессивного учащегося в конструктивное русло, опираюсь на его индивидуальные особенности, интересы и склонности.
На нежелательном поведении учащегося не фиксирую внимание, стараюсь сама не впадать в агрессивное состояние, т.к. запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Выражаю удивление, недоумение, огорчение по поводу неадекватного поведения. Всё это формирует у учащихся сдерживающие начала. Реагирую и откликаюсь на любые позитивные сдвиги в поведении для того, чтобы учащийся в каждый момент времени чувствовал, что его принимают и ценят.
Существует большое разнообразие коррекционных методов для снижения агрессивного поведения учащихся на уроках. Это игровые упражнения, художественное творчество, упражнения на релаксацию.
Целью данных игр и упражнений является смещение агрессии в мирное русло.
Большое значение в работе по снижению агрессии уделяю оформлению швейной мастерской, стараюсь, чтобы учащимся на уроках было уютно и комфортно. Слежу за исправностью оборудования и инструментов, т.к. любые неполадки, возникающие во время работы, провоцируют у детей приступы тревожности и раздражительности.
Просмотр журнала моды. Это действует на учащихся, как пауза релаксации, все делают это с удовольствием. Можно просто просматривать иллюстрации, а можно дать определённые задания такие как:
- Найти понравившуюся модель.
- Отметить страницы, где изображены изделия плечевой или поясной группы.
- Определить количество юбок, блузок, пальто, брюк, курток, головных уборов.
- Выделить одежду по цвету, по сезону, по назначению.
Эту форму работы использую как индивидуально, так и фронтально, в зависимости от конкретной ситуации. Задания обозначаю на раздаточных картах.
- Использование игровых упражнений:
- Тематические кроссворды и ребусы.
- Вычеркнуть все буквы, которые повторяются в таблице несколько раз. Из оставшихся букв составить слово и вписать его в клеточки. Составить правильно слово из перепутанных букв.
- Из предложенного набора слов составить пословицу о труде. Пословицы: Уменье везде найдет примененье.
Терпенье и труд все перетрут.
Есть терпение, будет и умение.
Готово-то готово, да сделано бестолково.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Делаешь наспех, сделаешь на смех и т.д.
В слова пословиц вставить пропущенные гласные, слова обозначающие объект или предмет труда.
- Отгадывание загадок на тему швейного дела.
- Элементы изотерапии (использование тематических раскрасок).
- Упражнения по вырезанию (использую для этой работы кусочки ткани, каталоги одежды, вложенные в журналы мод и каталоги для вышивания). При этом можно дать определённое задание. Накопленными вырезанными фрагментами в дальнейшем можно обклеивать коробки для рукоделия.
- Рвать или мелко резать синтепон (полученную массу используем для наполнения швейных изделий).
- Плетение из разноцветных ниток и ленточек декоративной тесьмы.
Все эти методы помогают снимать напряжённость, повышают самооценку, дают возможность свободного самовыражения. Форма проведения упражнений (индивидуальная или групповая) обуславливается характером эмоциональных проблем учащихся. При любой форме, центром психологической работы является каждый учащийся и его индивидуальные психологические особенности.