Крючкова Светлана Викторовна, учитель, ГБОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит, Свердловская область
Патриотизм - одно из важнейших качеств личности, которое необходимо формировать с самого раннего возраста. Для детей с особыми образовательными потребностями, такими как нарушение интеллекта, этот процесс имеет свои особенности. На уроках русского языка и чтения мы можем использовать разнообразные методы и подходы для того, чтобы развить у них чувство любви к Родине, уважение к её истории и культуре, а также понимание своей роли в обществе.
Основная цель патриотического воспитания заключается в формировании у учащихся чувства гордости за свою страну, уважения к её традициям и культурным ценностям. Кроме того, важно развивать у детей навыки социальной адаптации и ответственности перед обществом. Это включает в себя:
- формирование знаний о государственных символах (флаг, герб, гимн);
- ознакомление с историей страны и её выдающимися личностями;
- развитие интереса к культурному наследию России;
- воспитание уважительного отношения к труду и достижениям соотечественников.
На уроках русского языка и чтения использую различные методы и приёмы, направленные на достижение поставленных целей. Вот некоторые из них:
- Чтение произведений о Родине
Чтение художественных текстов, посвящённых теме Родины, является одним из наиболее эффективных способов формирования патриотических чувств. Например, можно предложить учащимся произведения таких авторов, как А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой, С.А. Есенин, Н.А. Некрасов. Важно выбирать тексты, доступные для понимания детьми с особенностями развития, и адаптировать их при необходимости.
Пример: чтение стихотворения Сергея Есенина «Белая берёза» помогает детям почувствовать красоту родной природы и связать её с образом Родины.
- Обсуждение прочитанного материала
После прочтения текста важно обсудить его содержание с учениками. Вопросы могут касаться как содержания произведения, так и личных впечатлений учеников от прочитанного. Это позволяет им выразить своё мнение и глубже понять тему.
Пример: после прочтения рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник» можно задать вопросы о том, какие чувства вызывает у них природа Кавказа, как они относятся к главным героям и почему.
- Творческие задания
Творческая деятельность способствует лучшему усвоению материала и развивает у детей воображение. Можно предложить ученикам нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям, составить рассказы или стихи на заданную тему, сделать коллажи или поделки, отражающие любовь к Родине.
Пример: задание нарисовать пейзаж, вдохновлённый стихами Ф.И. Тютчева, поможет детям лучше понять и прочувствовать природу России.
- Ролевые игры и драматизации
Ролевые игры позволяют детям примерить на себя роль исторических персонажей или героев литературных произведений. Это помогает им лучше понять события прошлого и почувствовать связь с ними.
Пример: организация театрализованного представления по мотивам сказки П.П. Ершова «Конёк-Горбунок», где дети играют роли сказочных героев, знакомит их с русским фольклором и традициями.
- Экскурсии и внеклассные мероприятия
Экскурсии в музеи, выставки, исторические места помогают детям увидеть реальные объекты, связанные с историей и культурой России. Внеклассные мероприятия, такие как встречи с ветеранами, участие в праздничных мероприятиях, также способствуют формированию патриотизма.
Пример: посещение музея-заповедника «Коломенское» даёт возможность ученикам познакомиться с историей Москвы и её архитектурными памятниками.
Патриотическое воспитание и развитие гражданственности на уроках чтения и русского языка у учащихся с нарушением интеллекта требует особого подхода и внимания. Использование разнообразных методов и приёмов позволяет достичь значительных результатов в этом направлении. Важно помнить, что каждый ребёнок уникален, и подход к каждому должен быть индивидуальным. Только тогда мы сможем сформировать у наших учеников настоящие чувства любви и уважения к своей стране и её народу.