Зворыгина Елена Сергеевна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович, Свердловская область
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.
Один из приемов развития связной речи – обучение пересказу. Цель обучения пересказу – это формирование у обучающихся отчетливой и правильной устной речи.
Занятие по формированию пересказа имеет следующую типовую структуру:
- вводная часть. Подготовка детей к восприятию нового произведения, главным образом его идеи.
- первичное чтение без предупреждения о последующем пересказе, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие. Эти два этапа опускаются, если произведение уже хорошо знакомо детям.
- вторичное чтение с установкой на запоминание и последующий пересказ.
- подготовительная беседа (разбор произведения).
- повторное чтение, суммирующее результаты разбора. Иногда перед ним уместна установка: "Вслушивайтесь, как я читаю".
- пауза для подготовки детей к ответам, для запоминания текста (несколько секунд).
- пересказ (3-7 человек). Можно вызвать ребенка с наиболее яркой речью или использовать эмоциональные приемы (пересказ по ролям, инсценировка).
Для обучения пересказу используются следующие приемы:
- подробный или близкий к тексту пересказ;
- выборочный пересказ;
- краткий пересказ;
- творческий пересказ по обозначенному началу рассказа;
- творческий пересказ по обозначенному концу рассказа.
Подробный или близкий к тексту пересказ.
Этот вид пересказа используется в школе чаще других. Начинать обучение нужно с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, затем дети учатся включать в рассказ элементы описания (зарисовки природы, внешности людей и описание предметов), элементы рассуждения. В ходе обучения пересказу необходимо обращаться к обучающимся с вопросом: " Как эта мысль выражена в тексте писателя?". Если в тексте есть диалог, то он предварительно прочитывается в лицах.
В подробном пересказе основная мысль должна выражаться в форме, предельно близкой к авторской. Обязательно проводится словарная работа, уточняется значение знакомых слов, дается определение новых, например, учитель просит детей объяснить значение новых слов, подобрать к ним слова близкие по значению.
Выборочный пересказ.
При выборочном пересказе обучающимся предлагается пересказать не весь текст целиком, а отдельные его части, например, пересказать встречу двух персонажей или пересказать только картину природы и т.д. Необходимо добиваться от детей, чтобы они выбирали из текста только основное содержание, главные события, в образе героев - главные детали, если есть диалог, то передавать его в косвенной форме. Для более точного пересказа используется словесный план, учитель читает части рассказа и предлагает детям на каждую часть сделать пункт плана.
Краткий пересказ.
Не рекомендуется использовать для сжатого пересказа описательные тексты. Работу по обучению краткому пересказу начинают с прочтения текста учителем, далее можно предложить прочитать текст одному или двум сильным ученикам вслух. Внимательно перечитывая текст, дети отмечают важное и основное. Нельзя допускать механического сокращения текста – простого пропуска некоторых абзацев, так как это приведет к нарушению логики изложения. Выделив основные мысли, следует обобщить их, связать воедино, чтобы затем пересказать главное "своими словами", но при этом сохранить стиль и выразительность. Проводится работа по делению текста на части, по которым в дальнейшем составляется словесный план. Учитель просит детей определить, сколько частей в рассказе, прочитывает часть и предлагает определить пункт плана.
Что бы дети лучше поняли суть краткого пересказа, учитель просит их кратко пересказать текст по плану, а потом читает изначальный вариант рассказа и предлагает детям сравнить их. Таким образом, обучающиеся делают вывод, что первый вариант рассказа подробный, а второй краткий, так как в нем рассказывается только самое главное.
Творческий пересказ по обозначенному началу рассказа.
При таком пересказе дается начало рассказа, а окончание предлагается придумать детям. Проводится словарная работа, предлагается объяснить значение новых слов или подобрать к ним близкие по значению. Работа над предполагаемым окончанием рассказа проводится по вопросам. После подобной работы проводится пересказа текста, дети читают начало рассказа, а затем самостоятельно продолжают рассказ до конца. Учитель при необходимости редактирует предложения детей.
Творческий пересказ по обозначенному концу рассказа.
Учитель читает рассказ, подводит детей к тому, что начало рассказа является неизвестным. Таким образом, готовит детей к тому, что они сами могут догадаться о том, что было в начале рассказа. Задаются вопросы по содержанию текста.
Далее детям предлагается составить план рассказа с помощью вопросов педагога, с помощью плана ученикам предлагается пересказать текст, учитель редактирует предложения в случае необходимости.
В результате проделанной работы над связной речью обучающиеся учатся правильно, логически и грамматически верно пересказывать различные тексты, уметь в зависимости от ситуации воспользоваться нужным видом пересказа.