Власова Ирина Леонидовна, учитель-логопед, Волкова Регина Викторовна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Екатеринбургская школа № 2", Екатеринбург, Свердловская область
На сегодняшний день, в условиях модернизации системы отечественного образования, одним из актуальных вопросов является обучение, социализация и адаптация обучающихся с нарушениями интеллекта. Детям с нарушениями интеллекта свойственны замедленное развитие, недоразвитие высших форм познавательной деятельности, специфичность поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы, нарушения устной и письменной речи. Нарушения речи ведут к трудностям в формировании навыка чтения, беглости и осознанности прочитанного.
Большую трудность для первоклассников с нарушениями интеллекта представляет усвоение букв, слияние звуков в слоги. Это связано с недоразвитием фонематического восприятия, с неразличением оппозиционных звуков, с несформированностью пространственных представлений, зрительного гнозиса. Общепринятый в России аналитико-синтетический метод, опирающийся на теоретические и практические разработки К. Д. Ушинского, Д. Б. Эльконина, в ряде случаев создает проблемы в освоении чтения у детей с нарушениями интеллекта [1].
В решении данной проблемы может быть эффективной методика А.Н. Корнева по обучению чтению полуглобальным методом. Суть полуглобального метода заключается в том, что опознание происходит сразу на уровне целого слога. Такая форма обучения облегчает детям усвоение навыка слогового чтения даже при невысоком уровне владения фонематическим анализом. Одной из основных задач при использовании данной методики является отработка "оперативной единицы чтения" до автоматизации. "Оперативная единица чтения" (ОПЕЧ) – это максимальное количество знаков, которое одномоментно опознаётся при чтении. Такими оперативными единицами могут быть буква, слог, слово или группа слов.
Первым этапом является добукварный период. Сначала формируются те навыки, которые психологически доступнее и усваиваются раньше. Работа над анализом речи ведется в следующей (естественной) последовательности: сначала выделение слова из высказывания (фразы), затем деление слова на слоги (подбираются слова типа СГСГ или ГССГ (где "С" - согласный звук, а "Г" - гласный звук)). Лишь после закрепления этих двух навыков переходят к выделению одного звука на фоне слова в легкой позиции. Обязательным компонентом добукварного периода является глобальное запоминание некоторого объема графических слов, для этой методики А.Н. Корнев разработал дидактическую игру "Лексическое домино" [4].
Следующим этапом является букварный период. Последовательность изучения букв в соответствии с принципами методики следующая: А, У, О, И, Е, Ы, Л, В, К, П, Н, Р, М, С, Я, Т, Д, Й, Ю, Б, З, Г, Ж, Ь, Ш, Щ, Ё, Ф, Х, Ц, Ч, Э.
При изучении букв полезно использовать различные объемные пособия (деревянные либо пластмассовые элементы букв или буквы разной величины и разного цвета). Особенностью этой методики является то, что уже на первом занятии, посвященном знакомству с первой согласной буквой, педагог демонстрирует детям чтение всего списка двубуквенных слогов русского языка, которые могут быть образованы этой буквой и уже пройденными гласными. Слоги демонстрируются как прямые, так и обратные. Дети по очереди читают вслед за педагогом каждый показанный слог. Операция чтения на каждом этапе должна доводиться до автоматизма и не требовать сознательного контроля.
Одним из приемов, способствующих запоминанию слогов глобально является применение слоговых таблиц (пример слоговой таблицы см. в приложении 1). При работе с таблицей (уже на первом-втором занятиях по новой букве) детям предлагается по очереди отыскивать в таблице слоги, названные педагогом. Таблицы одного и того же уровня сложности даются до тех пор, пока время поиска слогов в 36-клеточной таблице не будет равно 3 минутам. Это будет означать, что чтение слогов данного типа автоматизировано и можно переходить к освоению комплексных слогов. Исследования, проведенные А.Н. Корневым и соавторами [2], показали, что наиболее эффективен процесс автоматизации в следующей последовательности:
- 1) буквы (сначала гласные (Г), затем согласные (С));
- 2) слоги типа СГ и ГС (например, "мо", "ам");
- 3) слоги (слова) типа СГС (например, "лат", "мак");
- 4) слоги (слова) типа ССГ и ГСС (например, "сти", "арк", "сто"); двусложные слова типа СГСГ (например, "рука") и ГССГ ("ямка");
- 5) слоги (слова) типа ССГС ("стук") и СГСС ("верх"); двусложные слова типа СГСГС (например, "топор" и СГССГ ("корка");
- 6) слоги (слова) типа ГССС (например, "Омск"); трехсложные слова типа СГСГСГ ("молоко") и СГСГСГС ("молоток");
- 7) трехсложные слова СГССГССГ ("перчатки") и ССГССГСГ ("простыня").
На освоение одного типа слогов у разных детей может потребоваться разное количество времени – от одного месяца до одного года. Постепенно ребенок не только усваивает технику слогослияния, но и накапливает зрительный "словарь" слогов
Таким образом, применение методики А.Н. Корнева по обучению чтению "полуглобальным методом" является эффективным средством в работе логопеда с детьми с легкой и умеренной степенью умственной отсталости, испытывающими трудности в овладении чтением. Также можно рекомендовать данную методику для самостоятельной работы родителей (законных представителей), воспитывающих детей испытывающих трудности в овладении чтением.
Литература
- Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с.
- Корнев, А. Н. Когнитивные и фонетические характеристики чтения на начальном этапе его усвоения / А. Н. Корнев [и др.] // Проблемы онтолингвистики-2013. – 2013. – С. 188-193
- Корнев А. Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушением речи. Методическое пособие. М.: Айрис-Пресс, 2006
- Корнев А. Н. Авраменко А. С. Лексическое домино: дидактическая игра для подготовки детей с повышенным риском дислексии к освоению чтения. ФГОС
Комментарии