Доронина Татьяна Ивановна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович, Свердловская область
Программа обеспечивает сопровождение семьи, путем организации и проведения различных мероприятий. Реализация АООП (вариант 2) предполагает организацию специальной работы по повышению психолого-педагогической компетентности родителей путем реализации программы сотрудничества с семьей.
Цель программы: обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающегося.
В рамках данной программы решаются следующие задачи:
- психологическая поддержка семьи;
- повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка;
- обеспечение участия семьи в реализации индивидуального образовательного маршрута;
- обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации;
- организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации АООП (вариант 2) результатах ее освоения;
- организация участия родителей (законных представителей) во внеурочных мероприятиях.
Психологическая поддержка семьи. Психологическая поддержка семьи, воспитывающей ребенка с нарушениями развития, является основой для дальнейшей работы с семьей и с ребенком. Психологическая поддержка семьи осуществляется в ходе проведения специальных тренингов для родителей, при индивидуальном консультировании.
Повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка. Повышение осведомленности родителей (законных представителей), т.е. непосредственное информирование родителей (законных представителей), передача им знаний в удобной для восприятия форме и необходимом объеме возможно на тематических семинарах, организованных в образовательном учреждении, а также в ходе индивидуального консультирования родителей (лиц, их заменяющих). Достаточно информативным является посещение родителями (лицами, их заменяющими) открытых уроков, занятий и просмотр видеозаписей этих занятий с последующим их обсуждением. Встречи родителей в рамках работы родительского клуба также позволяет родителям осмыслить и обсудить собственный опыт семейного воспитания детей с особенностями развития, узнать о том, как другие родители справляются с похожими ситуациями, что способствует повышению их родительской компетентности.
Регулярный обмен информацией о ребенке, результатах ее освоения АООП также важен для успешного обучения ребенка с особыми образовательными потребностями, т.к. часто дети по-разному ведут себя в зависимости от обстановки (дома или в школе) и от взрослого, который с ним и взаимодействует (родитель или учитель). Обмен информацией о ребенке между родителями (законных представителей) и педагогами важен и для выяснения причин проблемного поведения, и для коррекции поведения ребенка. Родители (законных представителей) и педагоги могут делиться информацией в ходе индивидуальных бесед, консультаций, используя электронные средства (электронная почта и т.п.)
Участие родителей (лиц, их заменяющих) во внеурочных мероприятиях также способствует повышению их родительской компетентности, т.к. позволяет увидеть своего ребенка с непривычной, неожиданной стороны, больше узнать о его возможностях. Также организация и проведение внеурочных мероприятий с участием родителей (законных представителей) позволяют преодолеть социальную изоляцию семей, воспитывающих детей с особенностями развития, провоцируют родителей (законных представителей) больше общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать контакты.
Планируемые результаты реализации программы сотрудничества с семьей
В процессе работы по программе сотрудничества с семьей обучающегося с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР предполагаются следующие личностные результаты у родителей (законных представителей):
- принятие собственного ребенка как самостоятельной личности, его особенностей развития и восприятия окружающего мира;
- повышение осведомленности родителей (законных представителей) об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТМНР;
- повышение осведомленности родителей (законных представителей) о структуре и наполняемости образовательного процесса для своего ребенка;
- понимание важности и принятие необходимости обеспечения единых требований к ребенку в семье (месте постоянного проживания) и в образовательной организации;
- повышение активности родителей (законных представителей) в отношениях с образовательной организацией:
- повышение общей заинтересованности родителей (законных представителей) в общешкольной жизни ребенка как участника образовательного процесса;
- активный обмен информацией о различных аспектах жизни ребенка с учителем, воспитателем, специалистами.