Коноплёва Галина Петровна, тьютор, ГБОУ СО "Ачитская школа-интернат", Ачит, Свердловская область
Обучение чтению - важный этап в развитии любого ребёнка, но для детей с интеллектуальными нарушениями этот процесс может представлять значительные трудности. В таких случаях особую значимость приобретает роль тьютора, который выступает в качестве наставника и помощника, обеспечивая индивидуальный подход к обучению и создавая условия для успешного освоения навыка чтения.
Как тьютор, работающий с детьми с интеллектуальными нарушениями, я постоянно сталкиваюсь с различными вызовами и радостями, связанными с обучением чтению. Моя работа требует глубокого понимания особенностей каждого ребёнка, гибкости в выборе методов и постоянного поиска новых подходов к обучению. В этой статье я хочу поделиться своим опытом и рассказать о том, какую роль играет тьютор в процессе обучения чтению.
Перед началом занятий я всегда провожу тщательную диагностику, чтобы определить текущий уровень навыков чтения у ребёнка. Эта диагностика включает в себя оценку зрительного восприятия, слухового восприятия, памяти, концентрации внимания и моторики. Результаты диагностики помогают мне выбрать оптимальную программу обучения, учитывая индивидуальные особенности ребёнка.
На основании полученных данных я разрабатываю индивидуальную программу, которая учитывает сильные и слабые стороны ребёнка. Программа может включать в себя различные методы и подходы, такие как метод целых слов, фонетический метод, метод глобального чтения и игровые методы. Каждый метод выбирается исходя из потребностей конкретного ребёнка.
Я активно использую специализированные методы и подходы в своей работе. Например, метод целых слов хорошо подходит для детей, которым трудно освоить звуко-буквенный анализ. Фонетический метод помогает детям научиться читать, соединяя звуки в слоги и слова. Метод глобального чтения полезен для тех, кто испытывает сложности с разбором слов на составляющие элементы.
Одной из моих главных задач является создание комфортной и поддерживающей среды, в которой ребёнок чувствует себя уверенно и спокойно. Я стараюсь установить доверительные отношения с каждым ребёнком, чтобы он мог свободно выражать свои мысли и эмоции. Атмосфера доброжелательности и принятия помогает снизить стресс и повысить мотивацию к учёбе.
Регулярный мониторинг успехов ребёнка позволяет мне своевременно вносить необходимые коррективы в программу обучения. Если я замечаю, что ребёнок испытывает трудности с каким-то конкретным аспектом, я адаптирую программу, добавляя дополнительные упражнения или изменяя методы обучения. Такой подход гарантирует, что каждый ребёнок получает максимальное количество пользы от занятий.
Моя работа как тьютора требует большого терпения, креативности и умения находить подход к каждому ребёнку. Индивидуальный подход и использование специализированных методов позволяют добиваться значительных успехов в обучении чтению детей с интеллектуальными нарушениями. Я верю, что с правильной поддержкой и вниманием каждый ребёнок может раскрыть свой потенциал и достичь больших высот в чтении и других областях.