Формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мельман Надежда Григорьевна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область

"Разговоры о важном" - учебный предмет в России, введенный в 2022году. С 5 сентября соответствующий урок проходит первым по понедельникам, после обязательных линеек с поднятием флага и гимна России, и представляет собой тематический классный час. Предмет направлен на укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей и воспитание патриотизма среди российских школьников. Основные темы связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России.

Особенно остро встает вопрос при воспитании патриотических чувств у детей с ограниченными возможностями здоровья, которые отличаются весьма разнообразными нарушениями в психофизиологическом развитии, в связи с чем иначе воспринимают социальный мир и функционируют в нем: неадекватно, некритично, часто инфантильно.

У детей с ЗПР сужен круг представлений о явлениях социальной действительности, отмечается рассогласованность между вербальным и реальным поведением, представления о социально-нравственных нормах поведения имеют размытый характер.

Учитывая особенности психического, речевого и социального развития детей с ЗПР мы, педагоги, находимся в постоянном поиске педагогических инструментов, обеспечивающих эффективность коррекционно-образовательной работы с детьми с ОВЗ.

Считаю, что патриотическое воспитание наших детей требует использования разнообразных, вариативных технологий - игровых, здоровьесберегающих, информационно-коммуникационных.

Важным условием для реализации нравственно-патриотических задач является развивающая предметно – пространственная среда. В нашей школе создан патриотический модуль, включающий в себя богатый содержательный материал: 

  • карту России, карту города, глобус;
  • портрет президента РФ;
  • символику страны, родного края, фотовыставку "Хочу всё знать!";
  • фотоэкспозиции "Служу Отечеству" с портретами бывших учеников – солдат нашей школы, "Чтим, гордимся", "И помнит мир";
  • фотоэкспозицию по патриотическому воспитанию "Моё Отечество – Россия" (фото про город, градообразующие предприятия, памятники);
  • картотеки дидактических игр по патриотическому воспитанию, русских народных игр, игры народов Севера, игры разных народов;
  • иллюстрации, фотоматериалы, демонстрационный материал на темы "Государственные символы", "9 мая – День Победы", "Защитники Отечества"; картотека сюжетных картинок "С Днем Великой Победы";
  • игра – занятие "Государственные символы России";

В содержание Патриотического модуля также включена медиатека - это подборка патриотических песен, доступных для восприятия школьников.

В школьной библиотеке дети могут самостоятельно рассматривать книги, иллюстрации по патриотическому воспитанию, познакомиться с русским народным творчеством, с историей государственных и народных праздников. Периодически материалы дополняются.

Личностно-ориентированная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество. В этой связи немаловажное значение имеет посещение нашего краеведческого музея, где ребята знакомятся с историческим прошлым нашего города, жизнью людей. Создание проектов о достопримечательностях города также формируют любовь к своему Отечеству.

Важным составляющим моментом работы по патриотическому воспитанию является приобщение детей к народным традициям. Дети с большим интересом слушают серьёзные песни о войне, с удовольствием исполняют танцы на военные темы "Синий платочек", "Огонёк". Слушание таких песен, когда оно сочетается с усвоением в образовательной деятельности определённых представлений, очень важно для возбуждения гражданских чувств детей. Дети принимают активное участие в традиционной акции нашей школы "Листовка к дню Победы", в украшении музыкального зала, разучивании стихотворений о подвиге советского солдата в жестокой войне, участвуют в конкурсах разного уровня. Школьники участвуют в создании презентаций о войне. 

Готовясь к празднику победы в ВОВ, мы ежегодно оформляем выставку поделок на военную тематику, выставку рисунков. Родители воспитанников представляют нам материалы о родственниках-участниках ВОВ: фотографии, памятные вещи. Хочется добавить, что многие родители вместе с детьми принимают участие во всероссийской акции "Бессмертный полк".

В связи с проведением СВО, обучающиеся нашей школы принимают активное участие во Всероссийской акции "Письмо солдату". Ребята пишут теплые слова поддержки ко всем, кто сейчас участвует в спецоперации. В своих письмах школьники выражают искреннюю признательность армейцам, высказывают слова поддержки нашим ребятам, которые сейчас находятся на передовой, на защите прав и свобод людей.

В.В. Путин сказал: "Для огромной многонациональной России принципиальное, решающее, можно сказать, значение имеют солидарность людей, чувство сопричастности к судьбе Отечества, ответственности за его настоящее и за будущее – то, что принято называть общероссийской идентичностью, гражданским самосознанием. Человек может принадлежать к той или иной этнической группе, но страна у нас всех одна – большая Россия. Это касается и национальных языков и обычаев. Наш общий, государственный русский язык, сформированные за века общие культурные, духовные ценности и традиции – всё это укрепляет единство и силу России, обеспечивает наш суверенитет, независимость. В этой связи в школе проходит "Фестиваль народов России", где мы представляем различные республики.

Понятно, что патриотизм, как и любое другое чувство обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязывать, т.к. в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

  • 00001
  • 00002
  • 00003

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить