Формирование позитивных детско-родительских отношений через реализацию системы универсальных форм взаимодействия в образовательном процессе

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Филичева Елизавета Дмитриевна, учитель, КОУ "НВШООВЗ № 2", Нижневартовск, Свердловская область

"Родительство - самая трудная из профессий на "планете людей". Суть её - выращивание человечности...", - А.Г.Асмолов. 

Семья - уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, поддержку. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для школьника в особенности.

Сотрудничество: основные принципы

Сотрудничество — это взаимодействие на равных, в котором оба партнера, стремясь к достиже­нию своих целей, готовы друг с другом считаться и искать взаимоприемлемое решение. Поэтому они не командуют друг другом и не прибегают к эмоциональному давлению, а высказывают свои желания и чувства, сообщают о своих намерениях, предлагают варианты решения спорной ситуации или убеждают друг друга в своей правоте. Для того чтобы сотрудничество было успешным, партнеры должны уметь находить общий язык, четко и ясно излагать свое видение ситуации и свои намерения, понимать точку зрения другого и находить взаимоприемлемое решение.

Отсюда понятно, что сотрудничество не возникнет от одного лишь нашего желания. Сотрудни­чество — наиболее сложный тип взаимодействия, причем не только для ребенка, но и для взрослого. Родителям придется приложить немало усилий, чтобы научить ребенка сотрудничеству, а во многих случаях и самим учиться ему. Внешние формы отношений сотрудничества зависят от возраста ребёнка, общая же их «формула» одна — учет интересов и желаний обеих сторон.

Роль внутрисемейного общения возрастает в школьный период развития ребёнка. Новые требования ФГОС НОО усиливают роль родителей в учебно - воспитательном процессе. Наравне с педагогами они несут ответственность за его результативность, поскольку качество образования и развития школьников зависит от активной позиции родительской общественности. Родители, как основные социальные заказчики детских образовательных учреждений, играют огромную роль в процессе становления открытых взаимоотношений с педагогами. Поэтому взаимодействие родителей с школкой возможно только с учетом запросов и интересов семьи.

Сотрудничество родителей и педагогов основывается на равенстве партнерских позиций, уважительном отношении двух заинтересованных сторон. В ходе взаимодействия обязательно учитываются индивидуальные способности и возможности. Активное взаимодействие родителей и педагогов – возможность лучше узнать слабые и сильные стороны друг друга, правильная система взаимоотношений, основанная на взаимодоверии, взаимопонимании и взаимоуважении.

Основа работы любого школьного учреждения – укрепление и сохранение психического и физического здоровья, развитие интеллектуальных и творческих навыков. Педагогические коллективы обеспечивают все условия для гармоничного личностного роста обучающихся. Главная цель педагогов относительно организации взаимодействия с родителями – совместный подход к воспитанию, приобщение родителей к образовательному процессу. Задача школы – тесный контакт с семьей, оказание педагогической помощи родителям.

Принципы взаимодействия педагогов с родителями:

  1. Открытость школьного учреждения для каждой семьи
  2. Доброжелательность.
  3. Принцип индивидуального подхода.
  4. Сотрудничество вместо наставничества.
  5. Подготовка к работе с родителями.
  6. Динамичность.
  7. Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей

1.Информационно-аналитические:

  • проведение социологических опросов
  • "Почтовый ящик"

Цель использования – Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

2.Познавательные:

  • семинары-практикумы, тренинги
  • проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме
  • игры с педагогическим содержанием

Цель использования - Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей школьного возраста.

Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

3.Досуговые:

  • совместные досуги, праздники
  • выставки совместных работ родителей и детей

Цель использования – Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями детьми.

4.Наглядно-информационные, информационно-ознакомительные, информационно-просветительские:

  • журналы и газеты, издаваемые для педагогов, родителей
  • открытые просмотры уроков и других видов деятельности
  • выпуск стенгазет
  • организация мини-библиотеки

Цель использования – Ознакомление родителей с работой школьного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить