Лошкарева Анастасия Дмитриевна, учитель начальных классов, КОУ "НВШООВЗ № 2", Нижневартовск, ХМАО
Экологическое воспитание детей младшего школьного возраста - новое направление педагогики, складывающееся в последние годы и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. Проблема экологического воспитания подрастающего поколения возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы.
Экологическому воспитанию школьников уделяется особое внимание, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры. Экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья - целенаправленный, систематический педагогический процесс, целью которого является экологически воспитанная личность. Таким образом, уже в период детства формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Дети с ограниченными возможностями здоровья, как и другие члены общества, обладают равными правами и потребностями в приобщении к разнообразным формам образования, культуры и труда. Эти обучающиеся нуждаются в экологическом воспитании, так как они являются неотъемлемой частью нашего общества, вносят свой посильный вклад в окружающую их действительность, а став взрослыми способны влиять на нее. Их поведение должно соответствовать всем нормам общества – моральным, этическим, социальным, правовым.
Одним из эффективных и наиболее интересных для детей с ментальными нарушениями средством экологического воспитания являются интерактивные игры. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а также эколого-целесообразное поведение в природе. Интерактивные игры - наиболее эффективное средство, способствующее более полному и успешному решению задач экологического воспитания детей.
Проблема экологического воспитания школьников не может потерять своей актуальности на современном этапе развития образования. Интерактивные игры проводятся с обучающимися группой на занятиях в досуговое время. Например: интерактивная игра "Занимательная экология". Эта игра направлена на обеспечение развития познавательных и творческих способностей школьников с ограниченными возможностями здоровья, расширения экологического кругозора, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий. "Занимательная экология" - интегрированный курс для младших школьников, в содержании которого рассматриваются многообразие проявлений форм, красок, взаимосвязей природного мира, основные методы и пути его познания, развиваются эстетическое восприятие.
Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения детей с ограниченными возможностями здоровья к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. На основании рабочей программы внеурочной деятельности мной была разработана электронная игра по экологии. Ресурс представляет собой интерактивную презентацию для проведения внеклассного мероприятия в начальной школе, посвящённого экологии в форме игры-викторины. Цель: повторить и расширить экологические знания учащихся.
Содержание: на игровом поле представлено девять разделов, которые состоят из пяти вопросов. В игре участвуют несколько команд. Они по очереди выбирают раздел и вопрос. Побеждает команда, набравшая большее количество баллов. В ходе игры ответы уточняются и аргументируются. Некоторые вопросы располагаются на онлайн - платформе LearningApps.org.
Игра ориентируется на закрепление знаний учащихся об экологии. Педагог может использовать её после изучения каждого раздела, либо после завершения всего курса программы "Занимательная экология".
Работа по экологическому сознанию ведется у обучающихся ежедневно, непрерывно в различных направлениях и напрямую зависит от образа жизни детей и режима дня. В режим дня, после школьных занятий, включены прогулки, на которых мы посещаем нашу "Птичью столовую". Экологическому воспитанию уделяется большое внимание внашей школе. Проводим выставки рисунков, поделок из природного материала, "Праздник птиц", "Праздник урожая", конкурсы и викторины знатоков природы и другое.
Систематически проводимая работа дала свои положительные результаты. Обучающиеся стали внимательны не только к растениям, но и к окружающим. Расширились и углубились знания о растениях, научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями, делать умозаключения. Явно возрос интерес к природе. Обучающиеся стали проявлять сочувствие ко всему живому, проявлять чувство радости, удовлетворения от проделанной работы.