Комарова Светлана Сергеевна, воспитатель ГПД, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск, Свердловская область
На протяжении последних десятилетий состояние здоровья российских детей вызывает серьезную тревогу специалистов различного профиля. Среди важнейших причин неблагополучия учащихся надо назвать следующие «внешкольные» факторы,отрицательно влияющие на здоровье: экологические, техногенные, социальные, а также педагогические: стрессовая педагогика, высокая интенсивность учебного процесса, перегруженность учебных программ, неправильное питание, низкая грамотность педагогов в вопросах здоровьесбережения, недостаток физической активности школьников. Большинство этих негативно влияющих факторов связано с образовательной средой. Становится понятно, что воспитатель может сделать для здоровья школьника, пожалуй, даже больше чем врач.
В группе продленного дня особенно важны и нужны оздоровительные моменты, т.к. в первую половину дня дети в основном сидят за партами, у них устают глаза, пальцы, мышцы спины, они искажают позвоночник, подгибают ноги, подпирают голову руками, вдавливают голову в плечи и т.д
Систематическое использование здоровьесберегающих технологий приводит к улучшению психоэмоционального состояния детей. Главное в проведении оздоровительных моментов – систематичность, доступность, заинтересованность детей, грамотность использования.
В первую очередь при организации работы в ГПД соблюдаются рекомендаций СанПиНа, которые включают в себя требования к освещенности кабинета, требования к мебели, температурный режим помещения, проветривание помещения, уровень шума, место и длительность применения ТСО и др.
Обязательной составляющей режима является активно-двигательная и физкультурно-оздоровительная деятельность обучающихся, в том числе на свежем воздухе. Прогулка в режиме полного дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся, а также спортивные часы, экскурсии, игры, соревнования.
В работе с учащимися в ГПД необходимо создать комфортный психологический климат, чтобы ребенку нравилось заниматься во внеурочное время, чтобы это для него не казалось тягостным, чтобы занятия проходили с удовольствием. Это бывает временами затруднительно сделать, особенно в старших классах, т.к. учащимся после школы хочется погулять самостоятельно. Для этого необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, темперамент, запросы, интересы учащихся, на занятиях осуществлять дифференцированный подход.
Любое мероприятие носит положительный эмоциональный характер, в результате мероприятий дети получат положительный эмоциональный заряд, который благоприятно сказывается не только на дальнейшей воспитательной работе, но и на состоянии ребенка в целом.
Отдельное внимание при организации работы в ГПД отводится гигиене - все учащиеся имеют сменную обувь, перед едой моют руки.
Ввиду того, что в группе продленного дня дети вынуждены опять сидеть за партами во время внеурочной деятельности, соответственно детям необходимы двигательные минутки и занятия, которые позволили бы им размять свое тело, передохнуть и расслабиться, пообщаться свободно между собой, прислушаться к себе и принести своему организму пользу.
Для проведения оздоровительных минут можно использовать различные подручные предметы и средства, которые позволят сделать эти минуты интересными и разнообразными. К таким предметам можно отнести ластик, книги, карандаши, газеты, комочки ваты, стулья и т.д.
Упражнения, которые можно использовать для двигательных разминок, необходимо делать сюжетными, давать им названия. Это способствует повышению интереса к их выполнению, формирует наблюдательность, внимание. Оздоровительные минутки дают возможность пообщаться, учат помогать, поддерживать друг друга, дают возможность «выпустить пар», разрядиться, снять с себя негативные эмоции, отвлечься. Очень хорошо, если упражнения сопровождаются хорошей музыкой. Для удобства взрослого, который проводит двигательные минутки, все упражнения можно представить в виде карточек-заданий, которые учитель и воспитатель выбирает по своему усмотрению или по желанию детей.
Игровые двигательные упражнения с предметами можно проводить во время уроков, в группе продленного дня, во время тренингов, внеклассных и спортивных праздников. Подготовка к этим играм нетрудоемкая – книги, ручки, ластики, стулья всегда под рукой. Стаканчики из-под йогурта, вату тоже нетрудно найти. Зато такие нестандартные упражнения подготовят учащихся к усвоению трудного материала, разнообразят школьную жизнь. Вату можно покрасить в разные цвета. Кто-то может посчитать, что карандаш в качестве предмета для игровых разминок – очень опасно. Но это совершенно неверно. Дети должны видеть возможность использовать любой предмет для разминок. При этом дети учатся быть осторожными, видеть реальную опасность и избегать ее.
Возможность мять вату, бумагу в маленькие комочки незаметно помогают преодолеть детскую агрессию, выплеснуть отрицательные эмоции, активно расслабиться, преодолеть внутреннюю неловкость, тревожность за свои действия, детский страх.
В различных формах учащиеся получают информацию о вреде табакокурения, наркомании, правонарушений, поведения на воде, и т.д.
Для учащихся организована работа кружков как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования.
Занятия в кружках повышают интеллектуальный уровень, развивают индивидуальные способности, укрепляют физическое состояние учащихся, формируют потребность в ведении здорового образа жизни.
В режим дня ГПД включен комплекс оздоровительных мероприятий:
- клубные часы: «Разговор о правильном питании», «Все цвета кроме черного» и другие;
- физкультминутки, гимнастика для глаз;
- подвижные игры: «Цепи кованые», «Тише едешь, дальше будешь», «Третий лишний» и т.д.
- физкультурно-оздоровительные занятия;
- Дни здоровья;
- ритмика;
Наша школа имеет достаточный опыт работы в области здоровьесбережения с участниками образовательного процесса. Созданы необходимые санитарно –гигиенические условия в школе и классах; работает спортивный зал, сенсорная комната, зал ЛФК с использованием мягких модулей и тренажёров, интерактивная комната. Все это помогает сохранить и укрепить здоровье наших обучающихся.
Каждый педагог хочет видеть своих воспитанников здоровыми, весёлыми и хорошо развитыми физически. С момента рождения нормально развивающийся ребёнок стремится к движениям. Формирование этой важной для жизнедеятельности потребности в значительной степени зависит от особенностей жизни и воспитания, от того, насколько окружающие ребёнка взрослые создают необходимые условия, способствуют своевременному освоению доступных по возрасту движений.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в группе продлённого дня позволяют снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Литература
- Азарных, Т.Д. Психическое здоровье (вопросы валеологии) [Текст]: Учеб. пособие / Т.Д. Азарных, И.М. Тыртышников. – М.: Воронеж: МОДЭК, 1999. – 112с.
- Бутова, С.В. Оздоровительные упражнения на уроках [Текст] / С.В. Бутова // Начальная школа. – 2006. - №8. – С.98-100.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе: 1-4 классы [Текст] / В.И. Ковалько. – М.: ВАКО, 2004. – 294с. – ISBN5-94665-124-2.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К. Смирнов. – М.: АРКТИ, 2005. – 209 с.
- Штрафметова, Е.В. Пути сохранения и укрепления здоровья обучающихся [Текст] / Е.В. Штрафметова // Завуч Начальной школы. – 2005. - №4. – С.109-111.