Воспитание духовно-нравственных ценностей в процессе знакомства детей среднего дошкольного возраста с ЗПР с "Миром сказок"

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Кряжевских Анжелика Всеволодовна, воспитатель, Растрепенина Екатерина Викторовна, учитель-дефектолог, Усольцева Светлана Николаевна, воспитатель, МАДОУ "Росинка" детский сад № 7", Новоуральск, Свердловская область

Дошкольный возраст - важнейший период в духовно-нравственном становлении и развитии личности. Это период первоначального вхождения ребенка в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно–нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях, семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками.

Дети среднего дошкольного возраста с ЗПР имеют свои особенности развития: ограниченность и недостаточность знаний об окружающей действительности, неустойчивость внимания, низкий уровень проявления познавательной инициативы. Им намного сложнее соблюдать социо-культурные нормы, усваивать духовно-нравственные ценности нашего общества.

Воспитание духовно-нравственных ценностей у детей среднего возраста наиболее эффективно будет проходить через сказку. Ведь возможности сказки безграничны:

  • может в увлекательной форме, без назидания - понятными сказочными образами показать окружающую жизнь, людей, их поступки;
  • доступно показывает простейшие взаимосвязи и отношения между героями;
  • способна показать ребёнку, к чему приводит то или иное действие, поступок;
  • затрагивает чувства ребенка. Не оставляет его равнодушным. Заставляет переживать и сопереживать персонажам.

С целью создания условий для воспитания духовно-нравственных ценностей в процессе знакомства детей среднего дошкольного возраста с ЗПР с "Миром сказок" было разработано перспективное планирование, включающее себя цикл занятий, бесед, экспериментальной деятельности, эпизодов театрализованной деятельности.

В реализации данных мероприятий участвовали воспитатели, учитель-дефектолог, учитель-логопед и родители.

Для реализации перспективного планирования были подобраны сказки не только в соответствии с комплексно-тематическим планированием, но и учитывались интересы детей: например, в период изучения темы "растения", "овощи" педагоги познакомили детей с такими сказками как "Репка", "Под грибом" (автор В. Сутеев); когда в группу мальчик принес большую красную машину, которая вызвала интерес у всех детей, педагоги вспомнили, что есть такие поучительные "Рассказы о маленьком автомобильчике" (автор Лейла Берг), которые были включены в работу по духовно-нравственному развитию.

Перед тем как познакомить детей со сказкой была обогащена развивающая предметно-пространственная среда группы: созданы герои сказок, дидактические игры для развития таких психических процессов как восприятие, память, мышление ("Разрезные картинки", "Что за чем?", "Узнай на ощупь" и др.).

Для обсуждения действий и поступков героев сказок было создано дидактическое пособие "Волшебный планшет": папка, которая состоит из 2 половинок, на одной изображена солнечная цветущая поляна, на второй темный страшный лес. Воспитанники нашей группы - дети с ЗПР среднего возраста, поэтому пока мы обсуждали с детьми только такие противоположные понятия как: хорошо/плохо, добро/зло. Сначала мы обсуждали с детьми, кто может жить в данных местах, какой это может быть герой: добрый или злой? Какие поступки он может совершать: хорошие или плохие? Затем мы обсуждали поступки героев сказок и размешали их на одной из сторон "Волшебного планшета".

В течение учебного года познакомились с такими сказками как: "Теремок", "Репка", "Под грибом", "Ёлка" (автор В. Сутеев), "Рассказами о маленьком автомобильчике" (автор Лейла Берг) и др. Расскажем о некоторых из них.
Во время знакомства со сказками "Репка", "Под грибом" (автор В.Сутеев") были поставлены задачи: открыть для детей ценность дружбы, совместной деятельности, значимости совместного труда; познакомить детей с миром растений: деревья, грибы, овощи; развивать чувство эмпатии к миру природы.

Для достижения поставленных задач были проведены мероприятия: обогащение среды: созданы герои сказок и дидактические игры: "Разрезные картинки", "Что за чем?", "Разложи по росту", "Узнай по тени" и т.д; знакомство детей со сказками и их героями; проведен цикл познавательных мероприятий по формированию представлений у детей о мире растений (деревья, грибы, овощи); показ театрализованной деятельности по мотивам сказок; участие детей в экспериментальной деятельности; беседы о ценности дружбы, совместной деятельности, значимости совместного труда; создали совместно с родителями выставку овощей и панно "Грибная полянка".

Хочется отметить, что родители являются активными участниками мероприятий и делают для своих детей много "добрых дел". Например, перед новым годом, после прочтения сказки "Ёлка" (автор В. Сутеев) мы предложили родителям сделать игрушки для украшения елки на участке детского сада и пригласили их на мастер-класс "Мой веселый снеговик". Особая ценность этого мастер-класса была в том, что мы акцентировали внимание детей и родителей на ценность совместного времяпрепровождения, познакомили с семейными традициями празднования Нового Года.

По нашим наблюдениям, дети стали более дружными и заботливыми, стали уступать и помогать друг другу, они активно участвуют в играх, познавательных беседах, в обыгрывании сказок, в обсуждении поступков героев. Таким образом, использование сказочных персонажей в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей способствовали развитию эмоциональной отзывчивости детей, формированию ценности дружбы, совместной деятельности у детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

Литература

  1. Шакарбиева, С.В. Сказкотерапия для школьников. Практические задания и упражнения для работы с детьми с ОВЗ. Методическое пособие, 2022
  2. Федотова, А.М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников – Москва: ТЦ Сфера, 2015.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить